Мир, Дружба, Карто(шка)
Carto – это дружелюбный квест-головоломка для всех возрастов от маленькой независимой студии Sunhead Games, состоящей всего из пяти человек. Познавательное приключение, в котором мы будем перекраивать мир вокруг себя движением пальцев, собирая разрозненные кусочки пазла. А удивительно добрая история путешествия юной картографини проложит путь даже к самому чёрствому сердцу.
Говоря о Carto как об игре, можно описать её как пазл или построение фигур и картинок с помощью маленьких квадратиков – такова осевая механика игры, но она гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Наша главная героиня Карто обладает удивительной способностью двигать части мозаики на своей карте и, таким образом, менять окружающий мир вокруг: будь то расположение комнат в доме, форма реки, подземный лабиринт, оазис в пустыне или расположение гор вокруг вулкана. Любые передвижения кусочков карты определяют ландшафт мира игры, в который Карто возвращается, как свернёт свою волшебную карту обратно. По ходу сюжета вы будете находить недостающие части пазла, а местные жители и сама природа подскажут вам ориентиры на местности.
Вот, например, Карто ищет дом местного жителя деревни рыбаков, с самого начала его нет на карте, так как девочка ещё пока же ещё знает, где он находится. Порасспрашивайте местных вокруг и они подскажут вам, что дом находится на опушке леса. Значит пора достать карту и достроить лес, и вуаля, вот он дом! Это лишь самые первые простые загадки.
Мыслить шире
Однако, Carto непросто линейно повышает количество плиток и усложняет рисунок. При таком, казалось бы, минималистичном стиле и незамысловатой механике авторам удаётся действительно удивлять буквально в каждой новой главе, используя всё тот же самый набор возможностей, что нам дают в начале, но совершенно иным способом.
В конце концов, мы играем за картографа, чья карта определяет окружающий мир и в ход идёт не только пространственное мышление, но и логика как формальная, так и абстрактная. Поворачивая кусочки паза у себя на карте, мы не только создаём новые объекты в реальности, но и заставляем силы природы работать на себя: поворачиваем течение реки, перенаправляем полёт птиц, рассеиваем туман или наполняем водой пересохший оазис в пустыне. Чего уж там, даже просто открытие инвентаря или чисто условный поворот кусочка карты вокруг своей оси на 90 или 180 градусов и обратно сами по себе найдут своё применение в отдельной головоломке. Буквально каждая птица на дереве или следы на песке являются подсказкой. И при всём при этом Carto поразительно едина во всём своём удивительном многообразии. Обычно мы просто принимаем игровые условности каким бы он ни были, в Carto они, само собой, есть, но здесь это полноценные части глобального пазла игры, как и все остальные её составляющие, включая художественный стиль, музыку, игровые механики и сюжет.
В поисках бабушки
Путешествие крошки Карто по миру начинается с того, как буря разлучает её со своей бабушкой. Оказавшись на неизвестном острове среди незнакомых людей, девочке предстоит нелёгкий путь обратно к бабуле. Попутно она будет заводить новые знакомства и узнавать культуру других народов.
О культуре стоит поговорить отдельно, в ней, как мне показалось, заключён один из главных нравственных посылов истории Carto. Традиции и обычая тех народов, в которых мы живём определяют нас теми, кто мы есть и даже если лично ты не видишь смысла в них, но ты всё равно, так или иначе, соблюдаешь их из уважения и любви к близким. Эта любовь и уважение красной нитью проходят сквозь всю игру. Будь то племя рыбаков или травников, сестёр пустыни или жителей вулкана – у всех них есть свои уникальные, порой нарочито забавные традиции того, как они взаимодействуют с природой. И эти вымышленные народы чтут их безо всякого религиозного фанатизма, оставаясь здравомыслящими людьми со своими чувствами и проживаниями. Например, молодая Сианан должна покинуть свой остров и всех своих родных по достижении 15 лет, но она не хочет оставлять родных просто потому, что так надо. Гонец Сенья вынужден идти на ритуал выбора нового хранителя великого Дерева – Матери, чтобы не подвести жителей своего племени. Жители вулкана следят за тем, когда будет извержение, чтобы предупредить остальных и попутно содержат пансионат с горячими вулканическими источниками.
Все эти увлекательные истории неожиданно переплетаются друг с другом, и с каждой новой главой будут открываться для вас с новой стороны, собираясь в трогательную и забавную историю возвращения крошки Карто домой к бабушке.
Эффект системы
Рассказывать об отдельных частях Carto будет не справедливо по отношению к целостной картине игры. Всё равно что пытаться описывать пейзаж, перечисляя какие кисти и краски использовал художник. К слову, и сама Carto визуально смотрится как анимированные акварельные детские раскраски, когда мазки как бы чуть заходят за контуры объектов и персонажей.
Здесь всё на своих местах, всему есть своё применение как в сюжетном плане, так и в плане геймплея и графики, несмотря на бюджетность игры. Озвучка заменена звуком набивки текста, который ничуть не хуже голоса передаёт тональность фраз и ключевые эмоции реплик персонажей. По мере прохождения игры вы увидите как судьбы людей, которые живут на разных концах земли, удивительным образом влияют друг на друга. А убаюкивающие (иногда слишком убаюкивающие) музыкальные мотивы помогут вам погрузиться в эту добрую сказку о том, как разные народы могут жить в гармонии с собой, другими и окружающей природой.
С технической точки зрения, за время прохождения игры никаких ошибок или других технических проблем не встретилось. Для российского региона доступна локализация в виде субтитров.
Carto вышла на Xbox One 27 октября 2020 года и доступна бесплатно всем подписчикам Xbox Game Pass и Xbox Game Pass Ultimate со дня релиза.
Достоинства:
Недостатки: