Тысяча и одна смерть с обновлённой графикой без регистрации и СМС: обзор ремейка Demon’s Souls
Оригинальная Demon’s Souls вышла в 2009, а в Европе и того позднее – в 2010 году, эксклюзивно на PlayStation 3. Это в будущем проект ждало всемирное признание игроков и критиков, но 11 лет назад издатель не желал брать риски на подготовку и дистрибуцию за рамками азиатского рынка. Только после положительной динамики продаж, ситуация, к счастью, изменилась, предоставив миллионам игрокам шанс беспрепятственно «страдать».
Феноменальный успех, отмеченный десятками наград, сформировал сообщество геймеров, для которых любой последующий релиз из серии Souls от студии FromSoftware приравнивался к празднику. Успех Demon’s Souls вдохновил многие студии заняться разработкой игр в новом жанре, но немногие сумели достичь заданных высот. И речь тут даже не про графику или размашистый «голливуд», который как раз таки чаще встречается в других эксклюзивах. Нет, Demon’s Souls уникальна в первую очередь за возможность испытать чувства собственного развития, за искреннюю радость после победы и за поиск решений в, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
Разработкой новой версии Demon’s Souls занимались специалисты студии Bluepoint Games – зарекомендовавшие себя, как искусные мастера по модернизации старых игр под новые платформы, которые уже давно сотрудничают с Sony. Разработчики прославились благодаря подготовке и выпуску обновлённых версий God of War и God of War II, которые вышли на PlayStation 3 в виде коллекции God of War. Затем они работали над перевыпуском многих игр для PS3 и PS4, но самым амбициозным проектом до Demon’s Souls стал ремейк Shadow of the Colossus, выпущенный двумя годами ранее.
Ремейк иконы игровой индустрии, да ещё в качестве стартового эксклюзива PlayStation 5 – без проигрышный вариант. С одной стороны, оригинал вышел более десяти лет назад и старые фанаты с радостью вернутся. С другой, выросло новое поколение геймеров, которым только предстоит познакомиться с царством Болетарии. Я не играл в оригинал, да и в целом назвать меня фанатом Souls-like игр можно лишь с серьёзными оговорками. Поэтому данный обзор предназначен в первую очередь для новичков, которые по разным причинам пропустили Demon’s Souls образца 2009 года.
После настройки персонажа, выбора его класса и внешности вас знакомят с лором игры. Король Аллант XII обратился к силе душ, после чего его царство Болетария ждала эпоха процветания. Однако вместе с процветанием, пришла и невиданная напасть: на землю опустился густой туман. Это явление отрезало царство от внешнего мира. Храбрецам, пытавшимся проникнуть сквозь туман, не суждено было вернуться. Но нашёлся единственный, кому всё же удалось сбежать и поведать об участи Болетарии.
Как выясняется, король в погоне за богатствами, разбудил Старейшего – великого зверя, а вместе с ним демонов, которые преследуют жителей, похищая их души. Оставшись без души, человек терял разум и бросался на здравых людей – всё это повергло регион в хаос и разруху. А также стало известно о небывалой мощи демонических душ. Могучие воины решили отправиться в Болетарию, но никто из них не смог вернуться, а туман продолжил свою экспансию за границы региона. Если не остановить порождение тьмы, то всему миру придёт конец, но у человечества остаётся ещё одна надежда на одинокого воина, последнего оставшегося в живых, который прошёл сквозь туман.
С этого момента только игроку решать, обрела ли Земля спасителя или демоны нашли нового раба. Этой порции сюжета вполне достаточно, чтобы вжиться в роль, а последующие сюжетные вставки лишь частично будут дополнять историю. Положа руку на сердце, сюжет – это последнее, что меня волновало во время всего прохождения.
После прохождения пролога вас переносят в Нексус в форме души. Нексус выполняет роль игрового хаба, где расположились NPC и порталы, именуемые в DS как Обелиски, в пять доступных регионов. Там же можно починить своё снаряжение, которое изнашивается в ходе вылазок и прокачать параметры героя. Важное отличие от привычных RPG, это механика прокачки и в целом экономика DS. В игре нет привычной валюты, за всё приходится расплачиваться душами, которые накапливаются при убийстве врагов, могут быть найденными в закоулках локаций, а также выдаются уникальные формы душ за убийство боссов.
С каждым повышением любого из восьми параметров героя увеличивается уровень его души, что делает прокачку сложнее с каждым уровнем. Потеря накопленных душ одна из самых важных игровых механик, способная держать в напряжении во время всей игровой сессии.
Промежуточные задачи на пути к титрам – победить каждого босса локации, но чтобы к ним подобраться, придётся изрядно постараться. Босс, как это и полагается, находится в конце локации, путь к нему очень опасен за счёт ловушек, препятствий и разных врагов. Враги действительно разнообразны, каждый из них требует особого подхода: одного лучше убить колющим ударом, второго – ударом сзади, третий восприимчив к огню и так далее.
Поиск того самого подхода к каждому оппоненту приносит искреннее удовольствие, но даже зная уязвимость врага, он не теряет своей опасности. В эти моменты, лучшее решение для новичков не лезть смотреть гайды, а получать собственный опыт и оттачивать получаемые навыки. Так, путь только от костра до босса может занять от нескольких часов до десятка. И только после того, как будет найден ключ к успешному прохождению локации, открыты все короткие пути, можно пробовать убить босса (с первой попытки всё равно вряд ли получится).
Костёр станет лучшим другом, ведь он выступает в роли проводника между царствами и Нексусом, а в первые часы игры только с помощью него вы сможете доставить драгоценные души (затем можно использовать для телепортации редкий и дорогостоящий итем). Если герой умирает от неосторожного действия или вражеского удара, все накопленные души выпадают и у игрока есть только один шанс вернуться за ними. В случае повторной гибели на пути к потерянным душам, они исчезают навсегда, поэтому каждое движение и каждая схватка должны сопровождаться обдуманным решением.
Дополнительной особенностью Demon’s Souls является система смены физического образа персонажа: гибель в телесном обличии возвращает вас в облик души, накладывая штраф на максимально доступный запас здоровья. Вернуться в телесное обличие можно тремя способами: победить босса, использовать редкий и дорогостоящий предмет «Камень эфемерных глаз» или вторгнуться в мир другого игрока в обличии Чёрного фантома для PvP, где в награду за победу вы получите душу убитого.
Сетевой режим также необычен и хотя есть возможность прохождения в оффлайне, я рекомендую использовать сетевые функции с подпиской PlayStation Plus. Таким образом, вам станут доступны подсказки, оставляемые игроками в своём мире. Чужая подсказка поможет вам сосредоточиться на предстоящей опасности, найти секрет или просто подбодрит в особо сложных местах. Каждая подсказка имеет систему рейтинга, так вы можете оценить полезность совета. Однако, есть и «вредные» советы, например, совершить кувырок в пропасть с тысячами лайков. Будьте уверены, рано или поздно вы попадётесь на удочку, ведь до этого момента подсказки всегда выручали – таков юмор игроков Demon’s Souls. Дополнительно отображаются лужи крови, активировав их, вы сможете увидеть запись последних секунд жизни другого игрока.
Кроме подсказок, находясь в телесном обличии, есть возможность призвать до двух игроков к себе на помощь в форме синих фантомов. Для призыва игроки должны начертать послание особым мелком в своём мире и тогда их зов о помощи разлетится по мирам других геймеров, которые в этот момент находятся неподалёку. Призывы сконцентрированы перед завесой тумана, скрывающей босса или возле костра в самом старте локации. После смерти босса локации фантомы возвращаются в свой мир и вы больше не сможете призывать помощников, пока не переместитесь в другую локацию.
В Demon’s Souls есть ещё одна важная деталь, которую стоит учитывать при прохождении. Всё дело в том, что разработчиками предусмотрен механизм изменения поведения игры самим игроком. Для этого введена механика склонностей миров и персонажа, независимых друг от друга. У склонности несколько градаций: от чисто белой до чисто чёрной и её текущий статус определяет, будет ли мир более безжалостным по отношению к вам. Белая склонность делает игру проще – чем ближе отдельный мир к чистому белому, тем слабее атаки врагов и тем меньше у них здоровья, но и награда в виде душ или предметов уменьшается. Чёрная склонность делает игру сложнее – враги поджидают с большим запасом здоровья, но награда за победу тоже становится значительнее.
При максимально белом и максимально чёрном состоянии на уровнях меняется наполнение: появляются уникальные враги, новые NPC и пропадают завалы, открывая тропинки к ранее недоступным предметам. Стоит отметить, что у этой механики есть огромный недостаток. Если вы решите собрать все кольца, побывать в каждом уголке и получить платиновый трофей, то без гайда в этом случае точно не обойтись. На изменение склонности влияет множество факторов, например, смерть в телесной форме сместит тенденцию к более тёмной или убийство NPC приведёт к необратимым последствиям до новой игры+.
Игра не заканчивается после первого прохождения. Ремейк Demon’s Souls предлагает уникальный набор из эмоций и опыта получаемых навыков, когда ты действительно развиваешься параллельно своему персонажу. Последующие прохождения в режиме новой игры не только повысят количество добычи и параметры врагов, но также добавят новые умения боссам.
Погружению в пугающий мир Болетарии способствуют дотошность разработчиков к деталям и профессионализм команды, которой удалось оживить проект конца нулевых. В сети можно встретить негативные отзывы о том, что авторы поменяли арт в некоторых местах, не исправили глитчи или вовсе добавили новые баги, но играя первый раз без чужих подсказок всего этого не замечаешь или не видишь, ты попросту не знаешь об их существовании.
С технической стороны всё выглядит отлично: настоящие 60FPS без просадок, фантастическая постановка света, эффекты искр, тумана, огня, идеальный звук при использовании гарнитуры, никаких зависаний или вылетов, а загрузки действительно практически моментальные. Но в целом уровень графики недалеко ушёл от пастген консолей. Конечно, первый эксклюзив PlayStation 5 не мог обойтись без преимуществ контроллера DualSense: адаптивные триггеры реагируют на натягивание тетивы лука, встроенный динамик дополняет (именно дополняет, а не дублирует) звуки, а тактильная отдача насыщает происходящее своей вибрацией при совершении множества действий.
Возможно, фанаты ожидали большего от ремейка Demon’s Souls, но для обычных игроков он способен подарить десятки часов незабываемого геймплея. Умбаса!
Ключ предоставлен PlayStation Russia