Платформы: PS5 XSEX PS4 ONE PC Разработчик: Ryu ga Gotoku Studio Издатель: SEGA Жанры:
Adventure
Сегодня на рынке едва ли наберется слишком много игр, по консервативности сравнимых с многосерийной криминальной драмой Yakuza издательства SEGA. Начав свой путь еще в 2005 году на PlayStation 2, истории о суровых буднях организованной преступности Токио встали на поток — новые главы “Якудзы” стабильно появлялись хотя бы раз в 24 месяца, а возникающие пропуски в релизном графике быстро заполнялись экспериментальными ответвлениями.
Подобный максимально продуктивный подход к производству Yakuza на долгие годы определил вектор развития всей франшизы — вместо скачкообразных попыток удивить аудиторию безумными инновациями Тосихиро Нагоси и его команда планомерно выстраивали прочный фундамент, на котором позже, из года в год, возводили конструкции новых игр.
Независимо от того, как вы относитесь к ежегодному выпуску Yakuza, критикуете ли авторов за “конвейер”, или искренне наслаждаетесь в караоке песнями об утраченной любви под стаканчик сакэ, попросту нельзя отрицать, что именно сериальный формат в конечном счете продиктовал всю уникальную идентичность этой игровой линейки.
Именно поэтому анонс седьмой по счету номерной “Якудзы” вызвал столь сильный резонанс среди самых разных игроков. Закончив вместе с Yakuza 6 продолжительную и ветвящуюся сюжетную арку, фанаты заранее подготовили себя к новому началу. Но вместо того, чтобы просто перевернуть очередную законченную страницу своего монументального труда и приступить к написанию следующей, используя хорошо знакомые инструменты, коллектив Ryu Ga Gotoku Studio загорелся неожиданными амбициями.
Классический для Yakuza динамичный экшен-геймплей по щелчку пальцев отправился в отпуск, а его место уверенно заняла абсолютно новая система — пошаговая механика битв, во многом следующая традиционным канонам JRPG. Вместе с пересмотром ключевых аспектов игрового процесса разработчики также решили вывести на сцену незнакомых прежде героев, а декорацией для основной массы их приключений внезапно стали далеко не Токио с Осакой. В свою очередь западное отделение Sega пошло еще дальше и подарило седьмой части “Якудзы” странное название — на наших рынках проект зовется не иначе как Yakuza: Like a Dragon. Это одновременно несколько дистанцирует игру от ее многолетнего прошлого, но при это дает ей свежий старт — с подзаголовком, соответствующим оригинальному японскому названию всей серии — Ryu Ga Gotoku (буквально — “Подобный Дракону”).
Несмотря на то, что Yakuza: Like a Dragon подается как мягкий перезапуск и в нее можно играть без знакомства с предыдущими выпусками, важно помнить, что новый сюжет все равно входит в общий канон сквозного повествования, поэтому понимание определенных тонкостей вселенной поможет не только улавливать интересные отсылки, но и охватывать широкий контекст разворачивающейся на экране драмы. Один лишь вид на строящийся шпиль небоскреба Millenium Tower обязан вызвать у фанатов искреннюю улыбку от понимания того, сколько судьбоносных столкновений предстоит совершить полуобнаженным японским мужчинам на последних этажах этой высотки.
События Yakuza: Like a Dragon берут свое начало 31 декабря 2000 года, в промежутке между Yakuza 0 и оригинальной Yakuza, на знакомых до боли улочках района Кумурочо. Дракон семьи Додзимы Казума Кирю отбывает срок в тюрьме за преступление, которого не совершал, пока теневой мир Токио продолжает жить своей жизнью.
Один из его обитателей — молодой и харизматичный бандит Касуга Ичибан, юноша с непростым детством, рожденный в местном борделе (в том самом, куда однажды припаркует свой грузовик безумный Горо Мадзима) и воспитанный его же персоналом и любимыми консольными играми. Едва закончив школу, юный Ичи кувырком покатился вниз по социальной лестнице, погряз в грабежах и вымогательствах, пока однажды его жертвой не стал член одной из бандитских семей Камурочо.
Оказавшись в западне, организованной желающими отомстить убийцами, Кусуга использует последний туз в рукаве — блефуя, называет имя известного в Токио своей безжалостностью патриарха Масуми Аракавы. К удивлению самого Ичибана, вскоре на пороге склада, где его избили до полусмерти, действительно появляется сам Аракава, извиняется перед пострадавшей семьей за безмозглого подростка и в знак наказания лишает себя одного из пальцев. Тронутый актом самоотверженной доброты и чести Ичибан клянется в верности Аракаве, готовясь идти по следу патриарха, чего бы это ему ни стоило.
Проходит несколько лет, и благодаря непробиваемой наглости Ичибан получает свое — теперь он член уважаемого преступного синдиката и может гордо ходить по улице, нося на дорогом костюме значок клана Тодзё. Для самого же патриарха преданный Касуга фактически становится вторым сыном, которому тот поручает самые деликатные и личные задания.
Новый год, к несчастью, встречает неожиданным кризисом. Правая рука патриарха убивает одного из членов Клана Тодзё, после чего Аракава просит Ичибана пойти на вынужденную жертву — взять вину за убийство на себя и тем самым спасти честь семьи. Несмотря на тяжесть всей ситуации, Касуга оказывается искренне растроган просьбой своего “отца” и без промедления соглашается отправиться за решетку, тем самым отплатив Аракаве за все совершенное им добро.
Зеркально повторяя судьбу Казумы Кирю, следующие 18 лет своей жизни Касуга Ичибан проводит в тюремной камере, грезя лишь об одном — вернуться на свободу и продолжить с честью служить Масуми Аракаве, которого герой по-настоящему идеализирует. Но на воле на голову Ичи начинают один за другим обрушиваться тревожные откровения.
В то время, как цинично настроенные пользователи интернет-форумов искренне жалуются на стагнацию игровой индустрии и засилье однотипных сиквелов, новая “Якудза” позволяет себе немыслимое — настоящий творческий эксперимент, организованный в попытке зажечь в душе сериала новую искру.
Выясняется, что минувшие годы привели клан Тодзё в упадок, а власть над Токио захватили его злейшие враги — альянс Оми. Позже внезапный союзник Ичибана в лице готовящегося к пенсии полицейского Коичи Адачи сообщает герою еще более пугающее известие — столь радикальные изменения в балансе сил японской организованной преступности были вызваны действиями Масуми Аракавы, который теперь присягнул на верность альянсу Оми.
Отказавшись верить в то, что Аракава мог предать идеалы японской чести, Ичибан вместе с Адачи начинают свое собственное расследование в попытках докопаться до истины. И долго ждать не приходится — Касуга встречается лицом к лицу с человеком, которого считает своим отцом, лишь для того, чтобы весь знакомый ему мир рухнул в одночасье…
После череды трагических событий, Ичибан приходит в себя на незнакомой ему свалке в городе Иокогама. Потеряв все, что ему дорого, бандит с золотым сердцем старается не унывать и видит перед собой единственное логичное утешение — когда падаешь на самое дно, дорога остается только ввысь. Именно так, заручившись поддержкой бездомного врача Нанбы, Ичи, подобно дракону, устремляется вперед, взяв за ролевую модель героев своей любимой игры — Dragon Quest.
Упоминание любви Ичибана к японским ролевым играм в тексте присутствует далеко не ради аккуратного референса, а для того, чтобы обрамить Yakuza: Like a Dragon в необходимую форму. Буквально вдохновившись традиционными приключениями протагонистов культовых JRPG, Касуга сам решает стать настоящим Героем. А для этого ему, разумеется, нужно собрать отряд верных друзей, сразить тысячи врагов и победить страшного злодея.
Отсюда и проистекает столь критическая смена фокусов в игровом процессе. Вступая в битву с очередным негодяем, Ичибан представляет себя в роли могучего героя, а своих соперников — обычными чудокватыми монстрами. Таким образом игра презентует свою боевую систему — действительно необычную вариацию на тему пошаговых сражений.
После столкновения с врагами Yakuza: Like a Dragon подгружает “боевые” модели персонажей и оппонентов, а на экране появляются необходимые элементы интерфейса. Все опции в бою достаточно стандартные — у вас есть обычные физические атаки, набор уникальных умений, тратящих очки маны, возможность встать в глухую оборону, а также ряд дополнительных опций, включая вызов особо сильных (а местами смешных) союзников и использование полезных предметов.
Но если при просмотре записей геймплея вам могло показаться, что разработчики не стали углубляться в детали боевых подсистем, попросту изобразив красивую иллюзию JRPG, то вы глубоко ошибаетесь. Во время сражений игра рассчитывает бесконечное количество переменных — все атаки имеют определенные ассоциирующиеся с ними элементы, навыки могут накладывать статусные эффекты, показатели отряда влияют на вероятность успешной атаки, а все противники имеют заранее предустановленные слабые и сильные стороны.
При этом пошаговая механика Yakuza: Like a Dragon умудряется сохранять нетипичную для жанра высокую динамику. Достигается это за счет смелых дизайнерских решений. Во-первых, необходимость совершать действия в строгой последовательности вовсе не означает, что мир остается статичным — наоборот, герои и враги постоянно меняют позиции, сближаются, а затем расходятся вновь. Учитывая, что многие навыки являются позиционными, вместо того, чтобы долго копаться в меню в поиске наиболее эффективной опции, вы постоянно анализируете положение врагов. Например, дыхнув подожженным спиртом на недругов, правильно подгадав время, вы можете захватить целую группу противников, закончив сражение всего за один ход. Во-вторых, нельзя забывать и о том, что лежащие на земле соперники получают удвоенный урон, благодаря чему иной раз получается выстраивать эффективные и быстрые комбинации, где за атакой одного персонажа, сбивающей с ног, следует мощный выпад второго. Элемент внезапности также вносит валяющийся на земле хлам, который может быть спонтанно использован вашими сопартийцами, если вдруг они кажутся в зоне его досягаемости.
Условная контролируемая хаотичность, к слову, далеко не всегда играет вам на руку. После выбора очередной жертвы для удара по голове бейсбольной битой на пути Ичибана или его друзей может встать совершенно другой враг, который автоматически прервет ваш ход, заставляя переоценить свою ближайшую стратегию.
Еще один момент связан с эпизодами, требующими не отводить глаз от экрана, даже выбрав наиболее эффективный прием. Время от времени, по аналогии с традиционными Heat Actions (особыми атаками в играх серии Yakuza), Like a Dragon предлагает, попадая в тайминги, нажимать определенные кнопки, что множит потенциальный урон. Схожим образом работает система блока — нажав кнопку ровно в тот момент, как оружие врага соприкасается с вашим героем, система засчитывает так называемый “идеальный блок”, значительно снижающий вероятность погибнуть.
Стоить отметить и баланс сложности. В целом игры линейки Yakuza никогда особо не старались бросить вызов. Прохождение на повышенных настройках, разумеется, вносило свои корректировки, а те, кому и этого мало, всегда могли прибегнуть к каким-нибудь интересным челленджам — например, отказаться от использования лечебных предметов во время боя. Тем не менее, достаточно быстро (нередко этот момент был сопряжен с получением навыка Tiger Drop у Кирю) какие-либо трудности совсем забывались, и всё, что вам оставалось — это смотреть на красивые Heat Actions добрую сотню раз. Поэтому здесь Yakuza: Like a Dragon также выгодно отличается от предшествующих частей. Случайные стычки на улицах Иокогамы в большинстве случаев пролетают незаметно, однако какой-нибудь неожиданный сюжетный босс вполне способен заставить вас с должной ответветственностью раздумывать над своим следующим шагом и внимательно следить, чтобы сопартийцы имели доступ к самой лучшей экипировке. В подобном ключе фактически выдержана вся игра, и за пределами уличных драк предельно прозрачны намерения геймплейных дизайнеров — ключевые схватки построены так, чтобы максимально задействовать все тонкости доступных механик, не разрешая бездумно полагаться на кнопку автобоя.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Учитывая все описанные выше элементы, можно сказать, что у боевой системы Yakuza: Like a Dragon получается, пожалуй, самое главное — она дарит массу ярких эмоций и умудряется на надоедать даже на сороковом часу прохождения. Во многом это достигается за счет классных музыкальных тем, выразительных звуковых эффектов и прекрасной анимации атак — сокрушающие удары сопровождаются взрывом из разноцветных частиц, в то время как каждый из них визуально не похож на другой.
Но ролевая натура Yakuza: Like a Dragon не ограничивается исключительно одними схватками. Система прогресси персонажей завязана на получаемом в битвах опыте, но также корнями уходит и в бесчисленное множество второстепенных активностей. У Ичибана есть ряд условных характеристик, которые постепенно развиваются по мере прохождения игры. Выбрав в диалоге положительный ответ, герой становится чуточку добрее, а если правильно ответить на хитрый вопрос, то увеличится шкала его интеллекта. К “социальной” прокачке относятся и всевозможные челленджи, например, требующие от вас сразить определенное количество врагов или же пробежать десять километров. По мере развития личных качеств Ичибиана вы получаете доступ к новому уникальному контенту — встречаете персонажей или открываете ранее недоступные зоны.
Поскольку Ичибан почти всегда путешествует в компании своих товарищей, совместная деятельность также укрепляет узы их дружбы. Спели с Адачи (которого, между прочим, в игре озвучивает Акио Оцука — бессменный японский голос Снейка в Metal Gear Solid) песню в караоке? Теперь ваши отношения стали несколько крепче. Посмотрели комедию в старом кинотеатре с Нанбой? Отныне вы друзья навек. Укрепляя связь со своей партией, вы постепенно приоткрываете завесу личных историй каждого, попутно разблокируя приятные бонусы, вроде пассивного увеличения опыта и возможности выбирать новые классы для героев. Здесь можно провести аналогии с последними Persona.
Из-за этого в Yakuza: Like a Dragon наблюдается приятная синергия всего игрового наполнения. В какой бы уголок Иокогамы на занесло вашу команду, вы обязательно найдете там что-нибудь полезное или помогающее в прогрессе. Битвы с рядовыми монстрами дарят предметы и опыт, поход в ресторан укрепляет отношения с друзьями, а незапланированное выполнение испытаний развивает социальные характеристики протагониста. Сюда же стоит отнести и поиск новой экипировки — теперь она имеет важнейшее значение, а не существует где-то далеко лишь для того, чтобы вы про нее вспомнили перед окончанием игры, готовясь к схватке с очередным супер-боссом из клана Амон.
И именно обилие контента, как сюжетного, так и опционального, тянет за собой главный недостаток игры — крайне низкий темп повествования в первой половине приключения. Открывающие часы Yakuza: Like a Dragon занимают условный пролог. Сценаристы знакомят аудиторию с ключевыми действующими лицами, устанавливают центральный нарративный конфликт, пока на фоне геймдизайнеры обучают основным особенностям игрового процесса. Следом сюжет делает необходимый шаг в сторону и оставляет огромный простор для того, чтобы не торопясь, в час по чайной ложке, вводить вас в курс дела.
Оказавшись в Иокогаме, Ичибан сперва озадачен самыми бытовыми вопросами — поиском ночлега и возможности заработать хотя бы какие-то деньги. Поочередно, в рамках нескольких мини-арок, он сталкивается со своими спутниками, помогает им в решении тех или иных проблем и заявляет о себе местным криминальным организациям. Выполняя нелепую подработку, Касуга переходит дорогу таинственной корейской мафии, на следующей день уничтожает подпольный бизнес местной семьи якудза, а расследование жуткого убийства сталкивает героя лбом с локальной ячейкой китайских бандитов. За все этим бесспорно интересно наблюдать, но пытаясь рассказать целую вереницу историй и одновременно детально разжевывать все отличительные стороны геймплея и второстепенных активностей, разработчики попадают в неприятную ловушку — динамика событий иногда падает до отрицательных показаний.
Вы ожидаете наконец-то узнать о дальнейших злоключениях яркого персонажа, но вместо этого вас уводят в сорокаминутную ознакомительную секцию, посвященную проработанной мини-игре по управлению бизнесом. Зарядившись энтузиазмом после выразительной и трогательной катсцены, хочется как можно быстрее увидеть, что же будет дальше, но впереди вас ждет лишь сорокаминутный забег по подземелью, полному врагов. О том, что в Yakuza: Like a Dragon существует глубокая система настройки классов, позволяющая регулировать сильные и слабые стороны вашего отряда, при неторопливом прохождении большинство игроков узнают в лучшем случае только на пятнадцатом часу геймплея.
К счастью, ближе к середине сюжет наконец-то уверенно разгоняется, каждая новая глава несет с собой неожиданный поворот или ряд мощных эмоциональных эпизодов, а игра перестает держать вас за ручку и позволяет углубляться во все свое многообразие в удобной для каждого манере.
Почти во всех остальных отношениях Yakuza: Like a Dragon остается верной предыдущим частям. Аспект виртуального туризма силен как никогда — город Иокогама получился крайне красивым. По своим масштабам новая локация легко обходит Камурочо и Сотенбори вместе взятые, улицы пестрят деталями, а каждый район отличается запоминающимися закоулками и достопримечательностями.
Никуда не делись и бесконечные второстепенные сюжеты — комичные, а иной раз трагичные зарисовки из жизни не самых обычных японцев, которым Ичибан готов протянуть руку помощи, даже в самых абсурдных ситуациях. Спасение ручного рака, дружба с потерявшим вкус к жизни фетишистом, история любви бомжа и соцработницы — это самая малая часть из того, с чем сталкивается Ичи, пока не лупит битой завернутых в мусорные пакеты психов.
В то время, как цинично настроенные пользователи интернет-форумов искренне жалуются на стагнацию игровой индустрии и засилье однотипных сиквелов, новая “Якудза” позволяет себе немыслимое — настоящий творческий эксперимент, организованный в попытке зажечь в душе сериала новую искру. При этом с филигранной точностью разработчики умудрились сохранить все то, за что миллионы людей по всему миру когда-то полюбили сагу о Драконе Додзимы.
Смотреть на Yakuza: Like a Dragon просто необходимо через призму главного героя. Это бесстыже наглая, смелая, искренне добрая, жизнеутверждающая и безумно харизматичная игра. Легендарное путешествие Касуги Ичибана, словно яркий факел, несет с собой избитую, но столь красивую идею — каждый из нас может стать настоящим Героем, пусть для этого и придется идти наперекор судьбе, из последних сил пробиваясь через сотни случайных сражений.
В начале 2021 года Yakuza: Like a Dragon должны перевести на русский язык.