Платформы: PS5 XSEX PS4 ONE PC Разработчик: BioWare Издатель: Electronic Arts Жанры:
RPG
Легендарная BioWare сейчас пребывает не в лучшем своем состоянии. Она давно утратила статус короля жанра ролевых игр и растеряла доверие своих поклонников, но все еще надеется громко вернуться в будущем. Несмотря на то, что за свою историю студия успела создать самые разные проекты, именно игры серии Mass Effect можно выделить как опорные точки при анализе текущего состояния BioWare.
Первая часть космооперы о капитане Шепарде сумела объединить механики RPG и шутеров, за что получила много позитивных отзывов как от игроков, так и от прессы. Этот момент можно обозначить как пик успеха студии. Последовавшее продолжение тоже получилось великолепным, и даже считается многими фанатами лучшим представителем серии. Дальше у BioWare начались разногласия с материнской компанией EA, в результате чего последовали различные пертурбации в коллективе, что не могло не сказаться на качестве выпускаемых игр. Первым печальным звоночком стал выход неудачного сиквела для Dragon Age. Последовавшая за ним Mass Effect 3 была вполне неплохой игрой, но вызвала у фанатов бурю негативных эмоций как финальная часть всей трилогии о капитане Шепарде. После этого BioWare выпустила ещё несколько проектов, но не один из них не смог вернуть ее на условный “королевский трон”, а некоторые и вовсе погрузили команду на самое дно. Сейчас, чтобы как-то напомнить о своем былом величии, студия решила выпустить сборник Mass Effect: Legendary Edition, куда входят первые три части космооперы со всеми дополнениями. Мы протестировали его и сейчас расскажем о своих впечатлениях.
Mass Effect: Legendary Edition встречает игроков специальным меню с выбором игры и базовыми настройками. Разработчики унифицировали редактор персонажей, поэтому в каждой части он имеет абсолютно идентичные параметры и возможности. Кроме того, если вы предпочитаете играть женским персонажем, то можете выбрать облик из третьей части и пройти всю трилогию той самой рыжей воительницей, модель которой впервые появилась лишь в Mass Effect 3. Также были приведены к единому стилю униформы Альянса и некоторых других персонажей.
С технической стороны авторы провели большую работу. Картинка в обновленных версиях ощущается более четкой и детализированной по сравнению с оригинальными релизами. Местами всё ещё можно заметить небольшие лесенки у элементов окружения, а также не самую лучшую фильтрацию текстур на дальних планах, но это если сильно придираться. По большей части сборник выглядит достаточно хорошо, а солидный возраст первой Mass Effect выдает лишь малое количество деталей и персонажей на локациях.
Стоит отметить, что несмотря на стабильность и плавность работы, в некоторых моментах можно заметить, что отражение в стеклах или прочих гладких объектах воспроизводится рывками. Подобные моменты сразу бросаются в глаза, но встречаются не очень часто, поэтому вряд ли будут сильно раздражать. Ещё хочется отметить, что анимация Шепарда в триквеле, к сожалению, осталась без изменений, и главный герой там по прежнему двигается как “бревно”, что гораздо хуже чем это было в предыдущих играх.
Кроме возросшей детализации и четкости картинки, разработчики переделали освещение и изменили некоторые световые фильтры, что сделало изображение менее контрастным, а игра света и тени кажется теперь более мягкой. Кому-то это может не понравиться, другим наоборот покажется хорошей идеей, но лично у меня эти изменения не вызвали каких-то сугубо отрицательных или положительных эмоций. А вот что действительно расстроило, так это некоторые глюки. На время написания этих строк разработчики уже выпустили обновление, которое частично исправляет их. Будем надеяться, что со временем все починят, но пока в игре всё ещё остаются некоторые досадные баги. Например, во время выполнения миссий на Феросе спутники главного героя периодически отказывались двигаться и просто стояли на месте, изредка телепортируясь в зону около главного героя. Кроме этого, вместе с обновленными текстурами и 3D-моделями в игре появился странный глюк, который заставляет некоторых персонажей, включая главного героя, выпучивать глаза — примерно как в том видео про “дверь мне запили”. После патча это стало происходить реже и не так явно, но по прежнему встречается. Аналогично дела обстоят и с другой странностью-неестественной анимацией рта во время разговоров. У некоторых героев губы двигаются в каком-то хаотичном порядке, отчего складывается впечатление, что говорящий персонаж то ли со сломанной челюстью, то ли с сильно искаженным прикусом. Сейчас, когда это частично исправили, разговоры уже не выглядят так комично, но по-прежнему местами кажутся неестественными. Впрочем, иногда во время диалога персонажи вообще могут не открывать рот или резко замолкать на полуслове — даже после патча. Также стоит отметить, что в ремастер первой части включили русский дубляж, который часто не попадает в артикуляцию, грешит повторениями одних и тех же фрагментов и в целом кажется просто ужасным из-за плохого отыгрыша актеров.
Я уже успел отвыкнуть от таких плохих дубляжей, однако почему-то разработчики не дают возможности играть с оригинальными голосами и русскими субтитрами. Выбрав английский язык, вы попросту не сможете включить русские субтитры. Будем надеяться, что вместе с каким-нибудь патчем нам дадут возможность услышать любимый многими голос женской версии Шепарда в исполнении Дженнифер Хейл без переключения на полностью английскую версию.
Некоторые изменения и улучшения у разработчиков получились хорошо, а другие нет. Вероятно, какие-то недостатки будут исправлены патчами.
В Mass Effect: Legendary Edition предусмотрено два режима вывода изображения: первый – рассчитан на повышенную детализацию и разрешение экрана, а второй – на количество кадров в секунду. В зависимости от платформы игра может работать как в 1080p и 30 или 60 FPS, так и в честных 4K с 60 FPS. Разработчики опубликовали специальную таблицу, где можно посмотреть все сочетания, среди которых есть вариант для Xbox Series X, где производительность может достигать аж 120 FPS при разрешении 1440p. На PlayStation 5, где я тестировал этот сборник, нет нативной версии, поэтому игра работает по обратной совместимости с предыдущим поколением. Однако здесь имеется нюанс: на новой системе от Sony независимо от режима игра будет работать при 60 кадрах в секунду, поэтому стоит сразу выставить приоритет на разрешение и проходить ее в 4K. За время тестирования было всего несколько моментов с короткими проседаниями фреймрейта, а в остальное время игра шла без каких-либо нареканий.
Самым большим изменениям подверглась первая часть. Здесь можно увидеть новый интерфейс, приближенный к решениям из второй и третьей Mass Effect. Кроме этого, различные мини-игры, которые сопровождали всяческие взаимодействия с компьютерами, авторы заменили на более простые и понятные QTE-механики. Также здесь перебалансировали некоторые элементы игрового процесса, вроде точности стрельбы и скорости прокачки. В меню есть выбор из двух систем, отвечающих за получаемый опыт. Одна – подразумевает классические 30 уровней и оригинальный темп развития героя, а вторая стоит по умолчанию и увеличивает максимальный уровень до 60, ускоряя прокачку. Второй вариант кажется достаточно увлекательным, особенно если до этого уже прошел игру и хочется начать снова, но нетипичным для себя классом. Ещё разработчики убрали привязку профессий к определенным типам вооружения, оставив лишь бонусы в списке навыков. Теперь разведчик может бегать с дробовиком, а инженер со снайперской винтовкой.
В том далеком 2007 году одним из главных раздражающих моментов в игре были лифты на Цитадели, которые скрывали загрузки разных фрагментов этой локации. Теперь эта проблема ушла в прошлое, и нажатием одной кнопки все диалоги и новостные сводки прекращаются, а через пару секунд дверь лифта открывается.
Другой раздражающий элемент – весьма унылые поездки на шестиколесном броневике “Мако”, которые остались практически нетронутыми. Разработчики немного улучшили управление, но в целом исследовать практически пустые планеты так же скучно.
В остальном игровой процесс первой части примерно такой же, как был в оригинале. Оружие не требует перезарядки, но нужно следить за его нагревом, а противники порой вообще не реагируют на попадание, поэтому стрельба кажется гораздо менее увлекательной, чем в последующих играх серии. Искусственный интеллект врагов может дать сбой, и противник будет просто стоять, прижавшись к стенке. Некоторые враги, несмотря на дальнобойное оружие, просто бегут вплотную к команде главного героя и ходят кругами, обстреливая того или иного персонажа. Подобные моменты также были улучшены в последующих играх серии.
Изменения в Mass Effect 2 и 3 в основном косметические, однако в триквеле есть одна существенная модификация игрового процесса, которая может не понравиться ностальгирующим поклонникам серии. Репутация Шепарда здесь не разделяется на “героя” и “отступника”. Вместо этого имеется объединенная шкала, куда суммируются все полученные очки из диалогов. Сделано так для того, чтобы игроки могли выбирать именно те реплики, которые они хотят, а не те, которые нужны для прокачки определенной ветки репутации. С одной стороны, решение может показаться разумным, с другой – это все же урезание одной из механик игры, пусть и не самой лучшей. На мой взгляд, диалоговая система, обязывающая выбирать однотипные ответы для того, чтобы получать больше очков в ту или иную шкалу, от которой многое зависит, сама по себе ущербна. Возможно, имело смысл переработать систему репутации полностью для всех трех частей, сделав её более вариативной и интересной. Однако подобные изменения могут не укладываться в рамки ремастеров, поэтому в BioWare решили пойти по более простому пути, упростив эту систему в Mass Effect 3.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
После презентации Mass Effect: Legendary Edition на нашем сайте и форуме было много разговоров о цензуре, которая повлияет на ракурсы, демонстрирующие аппетитные формы Миранды. По мере прохождения её сюжетного квеста можно заметить, что местами камера берет более общий план или перемещается чуть выше изначального варианта. Однако есть множество других моментов, где можно увидеть прекрасные округлости героини. Еще каких-то неприятных изменений, связанных с современными тенденциями, я не заметил.
Перед тем, как подводить итог, мне бы хотелось обратить внимание на сюжет всей серии. Mass Effect трудно назвать трилогией в полном понимании этого слова. Первая часть закладывает фундамент для монументальной космооперы, а вторая – отходит от неё и перезагружает персонажа Шепарда, показывая мир игры более глубоким и сложным, демонстрируя личные мотивы тех или иных героев. Таким образом Mass Effect 2 стала более серьезным и локальным произведением, раскрывающим темные стороны вселенной. Третья часть должна была объединить обе концепции, сделав их истории цельным проектом, но всё пошло не по плану. Сценаристу Дрю Карпишину так и не дали завершить историю, и он ушёл из студии. Во многом по этой причине повествование в третей игре получилась отдельно стоящим произведением, которое мало учитывает события предыдущей части и по сути делает бесполезными практически все принятые до этого решения. Чтобы там не происходило раньше, на финальной фазе истории Шепарда это отражается лишь в виде небольших отсылок и сводится к наличию или отсутствию определенного героя в кадре. А самое печальное, что команда, собранная в сиквеле, в начале триквела опять оказывается раздробленной. Однако в любом случае даже смазанный финал не может испортить великолепные и интересные истории, которые были рассказаны в первых двух играх.
Все три Mass Effect до сих пор хорошо играются, а сюжет первых двух частей оставляет всё такие же ощущения монументального произведения и космической эпопеи. Однако техническая сторона сборника оказалась неоднозначной. Некоторые изменения и улучшения у разработчиков получились хорошо, а другие нет. Вероятно, какие-то недостатки будут исправлены патчами. Несмотря на все это, играть в Mass Effect: Legendary Edition интересно, и я был рад вновь погрузиться в любимый мир. Если вам хочется поностальгировать или впервые окунуться в эту научно-фантастическую вселенную, то мы рекомендуем дождаться патчей и затем приобрести этот сборник. Может и распродажи уже подоспеют.
Мы проходили PS4-версию Mass Effect: Legendary Edition на PlayStation 5.