Платформы: SWITCH PS4 PC Разработчик: Omega Force Atlus Издатель: SEGA Atlus Жанры:
jRPG
В основе одной из рабочих концепций оригинальной Persona 5 на ранних стадиях ее производства лежала идея большого путешествия центральных действующих лиц по разным городам и даже странам. Однако в 2011 году, после масштабного землетрясения в Японии, от задумки полностью отказались — руководитель разработки Кацура Хосино поменял фокус проекта, сделав его максимально японоцентричным. Едва ли кто-то мог предположить, что спустя много лет один из черновых вариантов пятого выпуска Persona вернется, пусть и в несколько видоизмененной форме.
Persona 5 Strikers (в Японии вышедшая под более громоздким названием Persona 5 Scramble: The Phantom Strikers) – это коллективный труд самой Atlus, издательства Koei Tecmo и студии Omega Force, известной по работе над экшен-сериалом Dynasty Warriors и различными его вариациями. Сама по себе подобная производственная команда у хардкорной части аудитории должна вызывать резкие ассоциации, выливающиеся в определенные ожидания. Однако уже с самых первых минут Persona 5 Strikers легко рушит любые возможные предубеждения.
Ключевой для восприятия момент сокрыт в том, что Persona 5 Strikers — это во всех отношениях полноценный сиквел классической Persona 5. Не тематическое ответвление, не маленький приятный набор фансервиса по типу Persona 5: Dancing in Starlight, а полноценная большая игра, рассказывающая новую историю из жизни Фантомных Похитителей Сердец. И для того, чтобы она ощущалась именно таким образом, Atlus и Omega Force творили в почти бескомпромиссном ключе, найдя способ повторно реализовать многие элементы оригинальной Persona 5, но на новой и отчасти непривычной для игроков системе жанровых координат. При этом в отношении производственных затрат авторы также скупиться не стали. Игра содержит огромное количество озвученных диалогов (можно переключаться между японской и английской звуковыми дорожками) и массу катсцен, выполненных как на движке игры, так и традиционно анимированных, и столь высокий уровень исполнения не теряет в качестве на протяжении всего прохождения.
Сюжетно Persona 5 Strikers берет начало спустя полгода после концовки Persona 5. На летние каникулы Джокер вместе с Морганой возвращаются в Токио с надеждой провести свободные недели в компании своих друзей. Собравшись на чердаке в кафе у Содзиро, протагонист, Футаба, Макото, Хару, Юскэ, Анн и Рюдзи живо обмениваются впечатлениями, рассказывают друг другу (а также игроку) о новых страницах своей биографии, настраивая на нужное настроение. Завязка охватывает первые часы игры.
Различные неторопливые и располагающие к себе эпизоды из Persona 5 Strikers на самом деле довольно громко говорят об общем тоне проекта – Strikers намного более светлая и по-хорошему добрая игра, нежели Persona 5. Здесь банда Похитителей Сердец представлена более зрелой, уже преодолевшей череду тягот и невзгод. Поэтому вместо анализа личностного кризиса героев сценаристы берут фокус на другие вещи, а именно химию персонажей и их взаимодействие друг с другом как близких товарищей. Исходя из этого, если вы не проходили оригинальную Persona 5 или хотя бы не ознакомились с ее аниме-адаптацией, то отсутствие даже минимальной эмоциональной привязанности к героям может сыграть с вами злую шутку – Strikers это именно что “игра для своих”.
Желание сценаристов уделить время на веселые посиделки с друзьями, однако, вовсе не значит, что глобальное повествование лишено серьезного нарративного конфликта. Собравшись на шумный пикник, Джокер и компания, прибегнув к помощи умного мобильного приложения EMMA, отправляются за покупками, но бытовая миссия приводит к кризису. По случайному стечению обстоятельств герои выясняют, что альтернативная когнитивная реальность никуда не делась. Более того, ее законы несколько изменились, а эксцентричные правители Дворцов (теперь — Тюрем) с извращенным представлением о морали – это вполне реальная угроза.
После судьбоносной встречи с популярным поп-айдолом и модельером Элис Хиираги Джокер и Рюдзи попадают в плен к хозяйке Тюрьмы и быстро приходят к пониманию, что славу и популярность девушка завоевывает не совсем простым образом – она похищает “Желания” своих поклонников, фактически превращая их в безвольных рабов. Смекнув, что остановить бесчинства обычные люди просто не в состоянии, Джокер и его друзья вновь берут инициативу в свои руки, что и становится катализатором к триумфальному возвращению Похитетелей Сердец.
Persona 5 Strikers можно назвать настоящим подарком для фанатов Persona 5.
После того, как антагонист первой сюжетной арки выходит на сцену, повествование временно ставится на паузу, и Persona 5 Strikers начинает знакомить игроков со своей экшен-частью. В значительной степени игра действительно посвящена сражениям с целой массой противников одновременно – на манер любого выпуска Dynasty Warriors.
Под свое управление можно брать всю, за исключением Футабы, банду Похитителей Сердец (и свободно переключаться сразу между четырьмя из них), а также двух новичков — девушку, представляющую из себя живое воплощение искусственного интеллекта EMMA, и еще одного персонажа, личность которого лучше не раскрывать, чтобы избежать спойлеров. Все герои обладают уникальными умениями, которые делятся сразу на несколько типов. Вас ждут разные комбинации простых атак, специальные пассивные и активные способности, атакующие и поддерживающие навыки самих персон, а также несколько обособленных механик для каждого из членов команды.
При этом разнообразие в боевой системе вовсе не номинальное – Omega Force с удивительной дотошностью взглянула на все, что предлагала оригинальная Persona 5, и попыталась реализовать максимальное количество систем из ставшей культовой ролевой игры Atlus. Иными словами, знакомые элементы здесь присутствуют в полном размере – навыки делятся по стихийным направлениям, могут накладывать статусные эффекты, комбинация правильных атак привет к активации особого технического урона, а баффы и дебаффы остаются одним из важнейших ключей к победе в сложной битве. Если герои Persona 5 могли использовать в бою огнестрельное оружие – не сомневайтесь, что в Persona 5 Strikers накрыть Теней огнем вы сможете с такой же эффективностью.
На первых порах многообразие атак в Persona 5 Strikers даже несколько обескураживает. Проект предлагает крайне медленный, вдумчивый и легкий для усвоения туториал, знакомя с основными положениями игрового процесса. Рассказывая, например, о том, как подкрадываться к противникам, чтобы застать их врасплох, или же о том, как работает коллективный выпад All Out Attack (сюрприз – так же, как в Persona 5). Но многие вещи игра объяснять не торопится, в лучшем случае лишь кратко упоминая о наличии той или иной системы.
Юскэ Китагава, вооруженный катаной, допустим, способен контратаковать выпады врагов. Совершив атаку в правильном кадровом диапазоне вражеской анимации, персонаж полностью отменяет направленный в его адрес урон и наносит свой удар, который может быть продолжен в полноценное комбо. Это простая, но очень занимательная система, напоминающая о Devil May Cry. Однако овладеть ею в пылу схваток с сотнями Джеков Фростов почти невозможно, поскольку ваше внимание будет распыляться на множество других переменных, а также яркий взрыв красок.
Пожалуй, в полной мере боевая система Persona 5 Strikers начинает раскрываться именно на битвах с боссами. Периодически столкновения с рядовыми противниками игра разбавляет схватками с особо сильными врагами. Чаще всего это продиктовано сюжетными контекстом – герои встретили особо сильную Тень или наконец-то настало время открытой конфронтации с хозяином Тюрьмы. Боссы чаще всего отличаются большим размером и расширенным количеством атак, а их урон намного превосходит все то, чем вам могут угрожать рядовые чудовища. Совокупность этих факторов заставляет отказаться от бездумного прожатия сразу всех кнопок геймпада и вынуждает внимательно следить за анимациями противника, его слабостями, статусными эффектами, и паттернами поведения. Здесь же в ход идут самые разные тактики и механики — способности Персон применяются для уничтожения щитов боссов, ограниченное здоровье ваших сопартийцев подталкивает к внимательному анализу их действий, а умное позиционирование легко может стать тем, что отделит вас от стильной победы в пользу неуклюжего поражения.
А вот интерлюдии между битвами могут показаться несколько пресными. К сожалению, Тюрьмы из Persona 5 Strikers редко могут похвастаться вдумчивой проработкой уровня Дворцов из Persona 5, и скорее представляют из себя небольшие аренки, соединенные различными переходными коридорами. Художников поругать нельзя – локации выглядят ярко и обладают уникальной идентичностью, но процесс их освоения порой отдает вторичностью. Для того, чтобы открыть ворота, вам нужно активировать три разных рычага, расположенных на трех разных частях уровня. Хотите отключить опасные для вас вражеские прожекторы? Будьте добры, соберите три магических сферы. С другой стороны, стоит отметить, что отдельные участки авторы усердно разбавляют какими-нибудь особыми активностями, вроде простого пазла или нехитрой головоломки, завязанной на навигации по хитросплетению коридоров.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Фоном же для сражений и изучения локаций в Persona 5 Strikers выступает местная ролевая система. Ее основные положения, без каких-либо сюрпризов, прямо унаследованы у Persona 5. Получая уровень, герои увеличивают свои характеристики, а прокачка Персон дарит им новые умения.
Джокер, который, как и прежде, владеет сразу несколькими Персонами, может обращаться за помощью к Лавензе в Бархатной Комнате, пополняя коллекцию своих масок и объединяя теней, прежде полученных в бою. Механика с унаследованными навыками, привычная для игр по вселенной Shin Megami Tensei, на месте.
Самым заметным расхождением в системе прогрессии Persona 5 Strikers в сравнении с оригинальной Persona 5 можно назвать отсутствие прямого влияния “социального” элемента. Структура новой игры и особенности ее повествования не подразумевают возвращения социальных связей, поэтому идея развития героев, завязанная на укреплении их отношений, была упразднена. На смену ей пришла механика Bond (по сути – тех же связей), которая, говоря простым языком, представляет из себя продолжительный список пассивных бонусов, открывать которые вы можете, получая особые очки. Зарабатываются они как в процессе сражений с монстрами, так и в рамках сюжетного повествования. Часть из них улучшает характеристики команды, другая же может предложить скидки в местном интернет-магазине.
Отказ от социальных связей в первую очередь обоснован одним простым моментом – в Persona 5 Strikers отсутствует календарь. Формально все сюжетные события по-прежнему делятся по дням, и даже экран загрузки подчеркивает этот факт стильными визуальным переходами. Тем не менее, никакого элемента менеджмента своего времени здесь нет. Вы вольны свободно изучать Тюрьмы и покидать их сколько угодно раз. Гулять по локациям можно без опасений по сюжетным дедлайнам. Любые опциональные активности не занимают вашего времени и не влекут за собой никаких мук выбора из-за страха не успеть уделить внимание какой-нибудь интересной альтернативе. Подобные решения со стороны разработчиков четко расписаны и прекрасно интегрированы в общую структуру игры, соответственно воспринимается подход крайне естественно.
К слову, после неспешного начала и открывающего подземелья нарратив постепенно приобретает нужную для яркого приключения динамику. Одержав победу над безумной Элис, герои сталкиваются с ультиматумом. Благодаря помощи небезразличного детектива Зенкити Хасэгавы, Джокер и друзья понимают, что ими вновь заинтересовалась полиция Японии. Стремясь очистить свое доброе имя, банда отправляется в большое путешествие на фургоне Содзиро для того, чтобы провести собственное расследование, а попутно, возможно, даже насладиться каникулами.
Не вдаваясь в подробности, чтобы избежать спойлеров, отметим лишь, что за свою поездку Похитители Сердец посетят несколько городов Японии, примут участие в разворачивающихся там конфликтах и попутно попытаются раскрыть глобальный заговор, встретив как неожиданных союзников, так и грозных противников. Идея с дорожным путешествием превосходно ложится на условную структуру с разными Тюрьмами – каждая новая локация рассказывает свою историю, через которую белой нитью протянут общий сюжет, над которым постепенно разрастается тень центрального антагониста.
Описывая Persona 5 Strikers, разумеется, нельзя промолчать о ее визуальной составляющей. Фирменный стиль, полный броского сочетания оттенков с доминирующими черными и багровыми тонами, ставшими лицом Persona 5, никуда не делся. Модели героев, их анимации, выразительные спецэффекты и портреты действующих лиц за авторством иллюстратора Сигэнори Соэдзимы – все это моментально узнается и подчистую стирает границу между Strikers и оригинальным релизом. Еще сильнее в свои сети игра завлекает благодаря музыкальному сопровождению. В состав саундтрека входят как уже ставшие культовыми мелодии, представленные в необычных аранжировках, так и совершенно новые композиции от Сёдзи Мэгуро и Лин Инаидзуми, в равной степени дополняющие боевые сегменты и трогательные сюжетные сценки.
Persona 5 Strikers можно назвать настоящим подарком для фанатов Persona 5. Это выполненная с любовью игра, чрезмерно бережно относящаяся к наследию своего старшего брата. Да, иногда боевая система может страдать от излишней хаотичности, а изучение подземелией превращаться в не самое увлекательное занятие. Но если вы уже успели соскучиться по Фантомным Ворам и котику Моргане на плече в вашей сумке, то пропускать Persona 5 Strikers никак нельзя – друзья вас уже давно заждались.