Зачем нужен фотоаппарат, если есть смартфон. Что лучше телефон или фотоаппарат

Что же в итоге лучше: фотоаппарат или смартфон? Я для себя на вопрос ответил и в сторону зеркалок смотреть больше не буду. А если и возникнет мысль о покупке камеры, то буду выбирать среди компактных камер Sony.

Что купить: смартфон с несколькими камерами или фотоаппарат?

«Профиль» продолжает рассказ о том, как устроена вычислительная фотография в мобильных устройствах и к чему приведет дальнейшая эволюция фототехнологий.

Итак, что же лучше – «зеркалка» или смартфон? Фотоблогеры устраивают в Сети множество «слепых» тестов, предлагая подписчикам отгадать, на что снят кадр. Часто изображения подобраны так, чтобы удивить наивного читателя: тот попытается по внешним признакам найти «профессиональную» картинку, и вдруг окажется, что она получена с помощью телефона.

В таких тестах много лукавства, признают собеседники «Профиля» из мира фотографии: чтобы делать по ним выводы, нужно прояснить, какой смартфон с какой камерой сравнивается, ведь внутри каждой категории есть устройства разного класса. А также: в идентичных ли условиях сделаны кадры, с какими настройками, в каком формате (RAW или JPEG), была ли пост-обработка?

Но и с учетом этих оговорок в тестах мало смысла, поскольку достоинства каждого из устройств лежат в разной плоскости, считает фотограф Георгий Джеджея. Так, фотокамеры выигрывают во всем, в чем специализированное устройство может быть лучше универсального.

«На смартфон трудно снимать в динамике, например, спортивные соревнования, – алгоритмы начинают «тормозить», – перечисляет Джеджея. – Также нет высококачественной съемки на телерасстояниях – на ФР 200 мм и более. Но и репортаж, и дикая природа – это нишевые виды съемки. То же самое можно сказать про эргономику. Конечно, для профессионалов, делающих сотни кадров в час, крайне важно расположение ручек и переключателей. Но любителю можно просто докупить к телефону чехол с кнопкой для фотосъемки: производители понимают, что человеку важно тактильное ощущение нажатия кнопки, и выпускают подобные аксессуары. При наличии такого чехла вы скорее возьмете в отпуск его, чем отдельный фотоаппарат».

Сюжетов, в которых мобильный гаджет отстает от фотокамеры, через несколько лет не останется вовсе, продолжает Джеджея: «В течение своей эволюции смартфоны учились отрабатывать все больший набор сцен: сначала дневные пейзажи, затем портреты, съемка в помещении… Сегодня приходится делать умозрительные построения, чтобы смоделировать ситуацию, в которой смартфон останется не у дел».

На что снимать видео?

Исторически на видеосъемке специализировалась техника особого рода: массивные кинокамеры, переносные телекамеры и любительские «рукавички». Первые стоили, как лимузин, вторые не имели съемной оптики, а третьи выдавали весьма заурядную картинку. В конце 2000-х видеорежим появился в «зеркалках», но лишь спустя 10 лет их разработчикам удалось уравнять качество фотографий и видеороликов, создав универсальное медиаустройство. И это был настоящий прорыв: возможность приобрести за пару тысяч долларов полноценную киноаппаратуру вызвала бум любительского видеоконтента в Сети. Но не прошло и пары сезонов, как и здесь фотоиндустрию начали «поджимать».

Разрешение 4 К, кадровая частота 120fps, RAW-съемка – все то, чем щеголяли зеркальные и беззеркальные флагманы, теперь доступно в смартфонах. А съемку в 8 К мобильные девайсы, скорее всего, освоят первыми: она заявлена в новом Samsung S20 Ultra, поступающем в продажу в марте, тогда как фотобренды только готовятся провести подобный апгрейд. Более того, рядовому пользователю управляться с видео на смартфоне легче: техника всегда в боевой готовности, нажал кнопку – пошла запись. Перегруженность камер настройками важна для фотографии, но в видеорежиме многие из них теряют актуальность. Напротив, по самому востребованному параметру – плавности движения камеры при динамичной съемке – топ-смартфоны выходят вперед: маленькую матрицу проще стабилизировать.

Отсюда ключевой вопрос: как сравнивать устройства – по техническим характеристикам или с точки зрения пользовательского опыта? «Идеальной техники нет, но есть подходящая для конкретной задачи. Если со снимком работать, приближать, кадрировать, то сразу будет заметно, что смартфон выдает неприятное месиво из пикселей. Но когда надо просто сфотографировать и поделиться с друзьями, то он, конечно же, удобнее», – рассказывает основатель проекта Fototips.ru Игорь Скрынников. «Сравнивая максимальные возможности фотоаппаратов и смартфонов, мы всегда придем к тому, что у первых они выше. Но если взять среднюю планку качества, которая кажется обывателю достаточной, то разницы уже нет», – резюмирует Джеджея.

В пользу смартфонов говорит и нынешняя модель потребления визуальной информации. На бумаге, требовательной к качеству картинки, фотографии уже не печатают, фрагменты кадра на 100-процентном увеличении не разглядывают. А загружают и просматривают все в Instagram, где хватит и 1000 пикселей по ширине. Более того, чем выше разрешение исходного файла, тем с большим ущербом он будет сжат соцсетями при публикации. Что уж говорить про модные изыски обработки «под пленку» (фильтры, пресеты), которые намеренно «давят» динамический диапазон, накладывают шумы – словом, портят все то качество, которого годами добивались фотоинженеры. В рамках интернет-среды камерофоны явно ближе к технологическому оптимуму, а возможности фотоаппаратов избыточны.

Вот уж не думал, что когда-то решусь написать статью на эту тему! Вероятно, у кого-то даже возникнет мысль — что-то Кашканов помельчал, раньше писал про зеркалки, «эльки» и боке, потом переключился на «мыльницы» а теперь дошел до «мобилок» — что же дальше будет? 🙂

Когда размер имеет значение

Все, о чем дальше пойдет речь, так или иначе связано с размером — с размером матрицы, размером отдельного пикселя на ней и их количеством, с размером объектива и с размером конечного изображения.

Начнем с упрощенной схемы работы цифрового фотоаппарата.

Изображение с помощью объектива проецируется на светочувствительную матрицу, информация с матрицы обрабатывается процессором фотокамеры и сохраняется на карту памяти.

Объективы

От объектива и его характеристик зависит, с каким качеством и в каком масштабе на матрице сформируется проекция того, что оказалось перед объективом в момент съемки.

Слева 80х кратный 16-ти мегапиксельный суперзум общим весом около 1 кг, а справа — 107х кратный объектив для телевещания в 4К (8 Мп), выдающий безупречную картинку в любых условиях и при этом довольно легкий: его вес чуть меньше 27 кг.

Некоторые объективы не умеют менять фокусное расстояние (степень приближения или zoom) и фотографу приходится менять их или носить две, а то и три камеры. Вспомните фотографов на свадьбе или ответственном репортаже — всегда обвешаны фототехникой. С другой стороны такие фикс-объективы имеют лучшие характеристики по сравнению с zoom-объективами, чем и оправдывают свое использование.

О том, что качественная оптика не может быть маленькой, можно судить и по внешним объективам для смартфонов — они на фото выше. С другой стороны, прослеживается закономерность — чем меньше матрица фотоаппарата, тем меньше к ней объектив, и наоборот.

Глядя на то, как все сильнее выступают объективы мобильных камер становится понятно, что производителям становится сильно тесно в узких корпусах смартфонов.

Впрочем, внешняя оптика для смартфонов это не столько объектив, сколько дополнительная насадка, ведь сам объектив в смартфоне остается несменным и это одна из причин появления дополнительных камер в смартфонах — отдельная камера для разных режимов съемки. Фотокамеры же обходятся сменными объективами: с фиксированным фокусным расстоянием (объективы без зума, как правило, с большой светосилой, используются для съемки при плохом освещении и сильного размытия фона, как например, при съемке портрета), и зум-объективы, что позволяют приблизить снимаемый объект.

Многие смартфоны уже имеют зум-объективы, но по своим свойствам они все еще не дотягиваются до сменной оптики фотокамер. В качестве компенсации смартфоны могут предложить цифровое увеличение (цифровой зум), но это сильно ухудшает качество получаемой картинки.

Пример оптического и цифрового 5х и 10х зума.

Для тех, кто не дружит с английским поясню его значение. За последние с 2010 по 2018 годы уровень продаж фотокамер рухнул на 84 процента. Именно рухнул! Особенно заметно падение в сегменте камер с несменной оптикой, то есть «мыльниц».

На что я снимаю сейчас

В моем распоряжении в настоящее время смартфон и экшн-камера.

Сейчас почти все фото для сайта tripandme.ru и блога в Инстаграме делаю на Сяоми. Иногда даже обрабатывать снимки не приходится. Особенно для сторис.

Экшн-камеру использую для широкоугольных снимков, когда нужно снять какую-то панораму или, наоборот, что-то в узком месте. Ну и видео, естественно, на нем снимаю. Приглашаю на мой Ютуб-канал «Двое в тачке», где рассказываю о своих путешествиях с собакой и на автомобиле.

Фото на широкоугольную камеру

Что же в итоге лучше: фотоаппарат или смартфон? Я для себя на вопрос ответил и в сторону зеркалок смотреть больше не буду. А если и возникнет мысль о покупке камеры, то буду выбирать среди компактных камер Sony.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии от Спутника! Скидка 5% на ЛЮБУЮ экскурсию по промокоду TRIPANDME21 Выбрать экскурсию

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Оцените статью
Новости, гайды, обзоры, рецензии все о лучших компьютерных играх