Сейчас стало совершенно ясно, что дефицит видеокарт — это всерьез и надолго. С другой стороны, у пользователей появилось много времени, чтобы хорошенько изучить рынок и сделать осознанный выбор, а не унести побыстрее с прилавка то, что на нем появилось. Ну а там уже — со спокойной душой ждать поставок. Сегодня мы рассмотрим KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X (1-Click OC) Black — одну из лучших актуальных среднебюджетных видеокарт.
Внешний вид устройства выполнен в дизайн-коде KFA2 — его мы уже видели в обзоре старшей модели GeForce RTX 3080. Видеокарту накрывает бэкплэйт из авиационного сплава, стильный черный кожух из прочного пластика украшен металлическими вставками цвета пушечной бронзы и надписью «What’s Your Game?», светящейся в темноте.
Охлаждают чип два больших 102-мм вентилятора с мягким ходом. Они почти не шумят даже при максимальных нагрузках, а в режиме простоя и вовсе «отдыхают», плавно запускаясь лишь при достижении видеокартой температуры в 54 градуса. При снижении нагрузки скорость вращения лопастей замедляется на 30%, а если на чипе всего 31 градус — останавливаются совсем. В качестве пассивного элемента охлаждения использован радиатор с частыми и высокими ребрами, внутри конструкции имеются четыре никелированные тепловые трубки. Соединения надежно пропаяны, качество сборки не вызывает никаких вопросов. Как итог — в ходе тестов KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X не нагревалась выше 60 градусов с открытой крышкой системного блока.
Немаловажно будет отметить и довольно скромные для своих мощностей габариты видеокарты. Она ощутимо меньше GeForce RTX 2070 Super, над которой демонстрирует солидное превосходство в производительности: 299x139x58 мм с весом ровно один килограмм. Карточка занимает два слота в материнской плате, так что должна гарантированно поместиться в системном блоке средних размеров. Из интерфейсов — один HDMI и целых три DisplayPort.
По внутренностям — все на слуху и не должно требовать дополнительных повторений. Новейшая архитектура NVIDIA Ampere дает карточкам тридцатой серии больше CUDA-ядер по сравнению с предыдущей серией, а RT-ядра второго поколения охотнее пережевывают технологию трассировки лучей со всеми достоверными отражениями и рассеянными тенями. Куда больше нас интересуют сами игровые тесты, к которым мы перейдем уже скоро.
Но сначала о подсветке. Торцевая надпись и вентиляторы обладают настраиваемой RGB-иллюминацией с солидным выбором эффектов: от радуги и дыхания до возможности и вовсе отключить ее. Управление подсветкой производится в фирменной утилите Xtreme Tuner, в которой также можно мониторить показатели системы, осуществлять автоматический (функция 1-Click OC) или ручной разгон видеокарты, настраивать кривую вентиляторов. Утилита доступна в десктоп и мобильном формате. В комплекте поставки KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X есть специальный кабель, позволяющий синхронизировать подсветку видеокарты с остальной системой. Такие возможности однозначно придутся по душе тем, кто хочет придать своей системе уникальный облик.
Игровые тесты
Мы тестировали KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X на ПК с «народным» процессором AMD Ryzen 5 3600 (6 ядер, 12 потоков) и 16 ГБ оперативной памяти Crucial Ballistix Red (3200 МГц). Материнская плата — Gigabyte B450M Gaming.
Cyberpunk 2077
Самая «вредная» игра прошлого года оказалась не по зубам большинству игровых ПК. Даже владельцы видеокарт NVIDIA RTX 20-й серии не смогли с полным комфортом оценить графику с включенной трассировкой лучей и высоком разрешении: включать рейтрейсинг при 1440p им было строго противопоказано. Для теста игры нам все равно пришлось немного оптимизировать картинку: отключить экранные отражения (они не нужны, когда есть трассировка лучей) и снизить несколько настроек на показатель ¾ — максимум динамических декалей, рассеянное затенение и качество объемных облаков. Освещение с трассировкой лучей также выведено в положение ¾, DLSS установлен на пресет «баланс».
С такими близкими к максимальным настройками графики KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X показала в Cyberpunk 2077 в среднем 49 fps в разрешении 2560×1440 пикселей. В поездках по городу счетчик держится ближе к 60, а в масштабных перестрелках — может упасть в зону 40. С ultrawide-разрешением 3440×1440 дела обстоят чуть хуже, и игра теряет дополнительно около 20% кадровой частоты. К чести устройства отметим, что у Cyberpunk 2077 есть заметные проблемы именно с высокими разрешениями: без DLSS игра не выдает приемлемой кадровой частоты ни на одной видеокарте, а к примеру, на RTX 2070 Super даже с DLSS в 3440х1440 она работает примерно в 30 fps, иногда падая ниже.
Результаты в 3440х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Результаты в 2560х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
К слову, для наглядности разницы между картинкой Cyberpunk 2077 с рейтрейсингом и без него, мы подготовили для вас несколько покадровых сравнений.
Иногда рейтрейсинг сильно улучшает картинку…
…а иногда разницу заметить бывает сложно
Nioh 2 — The Complete Edition
Следом мы протестировали KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X в прошлогоднем эксклюзиве PlayStation 4, который добрался до ПК в начале этого года. Напомним, что перед пользователями консоли стояла дилемма: либо играть при 60 fps, но с ухудшенным разрешением картинки и скрученными эффектами, либо — при 30 fps с красивой графикой. Учитывая, что перед нами самый быстрый и динамичный soulslike из всех существующих, геймплей при 30 кадрах в секунду хардкорные игроки даже не рассматривают как возможность. Этой игре нужны стабильные 60 кадров.
KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X, в свою очередь, дает еще больше кадровой частоты при максимальных настройках графики. Играть можно даже со 120 fps — но мой монитор ограничен сотней герц, что в итоге обрезает максимальный показатель кадровой частоты до этой сотни. Итог теста — в среднем 100 кадров в секунду при разрешении 2560×1440 и 98 кадров в секунду при 3440×1440. Уточню, что при тестах использовался DLSS — с пресетом «качество».
Кстати, из-за некорректного определения границ экрана при выставленном разрешении 2560х1440 на ультрашироком мониторе скриншот на соответствующем тесте оказался растянутым. Но даже из этого выйдет наглядное пособие: именно так могла бы выглядеть картинка, если бы ultrawide-разрешение просто растягивало ее до нужных точек — а некоторые именно так и полагают. Заметьте разницу.
Результаты в 3440х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Результаты в 2560х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Call of Duty: Warzone
Одна из самых популярных и актуальных королевских битв весьма требовательна к железу, а соревновательная направленность подразумевает игру при высокой кадровой частоте — потому мы и выбрали «варзону» для тестов. К тому же, в ней тоже есть какой-никакой рейтрейсинг.
Вся графика была выкручена на максимальные настройки, и в итоге на KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X Black CoD: Warzone выдает больше сотни fps. Усредненный показатель — 102 при разрешении 3440х1440 и 109 при 2560х1440. Словом, жаловаться на лаги и баги при очередном попадании в ГУЛАГ больше не выйдет: видеокарта обеспечивает максимально комфортный игровой процесс.
Результаты в 3440х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Результаты в 2560х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Watch Dogs: Legion
Watch Dogs: Legion использует трассировку лучей для создания отражений, а еще в ней есть встроенный тест производительности, отрисовывающий в кадре все более сложные сцены. Сперва простой пролет камерой по спокойным локациям, затем — взаимодействия NPC, а заканчивается все масштабной перестрелкой и многочисленными взрывами. Поэтому мы приложим результаты именно этого теста. Отметим, что все настройки графики выкручены на максимально возможные параметры.
В 2560х1440 игра показала в среднем 46 кадров в секунду, в 3440×1440 — 43 кадра в секунду. Стоит сказать, что первый тест показал больше реальной производительности: результаты были испорчены несколькими «стаггерами» ближе к концу теста — игра кратковременно подвисала на секунду-другую, что сказалось на нескольких кадрах итогового значения. Впрочем, в реальном геймплее такое порой тоже встречается, но вопросы здесь возникают не к KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X, а скорее к коду игры. Чтобы достичь 60 fps, придется пожертвовать частью настроек графики. С другой стороны, на консолях PS5 и Xbox Series X игра работает в 30 fps и показывает RTX-отражения в куда более низком разрешении.
Результаты в 3440х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Результаты в 2560х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Assassin’s Creed Valhalla
Актуальная Assassin’s Creed стала последней игрой в наших тестах. Настройки графики — максимальные. Встроенный тест производительности показал следующие цифры: в среднем 55 кадров в секунду при 2560×1440 и 49 кадров в секунду при 3440×1440. Эти значения совпадают с реальным положением дел: игра показывает преимущественно 60 fps, когда Эйвор путешествует в открытом мире, но может упасть в зону 45 или ниже, если герой окажется в густонаселенных деревнях с большим количеством моделей и геометрии в кадре.
Цель в стабильные 60 fps можно достичь небольшими манипуляциями с настройками графики — к примеру, тени, объемные облака и качество воды можно снизить на пару пунктов. На общем качестве картинки это скажется мало, зато даст лишней производительности — и можно будет играть в стабильных 60 кадрах без просадок при 3440х1440.
Результаты в 3440х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Результаты в 2560х1440: текущий fps, минимальный fps, максимальный fps и средний fps
Итоги
Тестирование показало, что KFA2 GeForce RTX 3060 Ti X вполне справляется со всеми современными играми в сверхвысоких разрешениях. Для тех, кто до сих пор пользуется мониторами 1080p, она вообще станет волшебным ключиком, который будет вскрывать все современные тайтлы на максимальных настройках графики еще несколько лет к ряду. Для пользователей 1440p и ultrawide-мониторов имеет место компромисс — некоторые тайтлы потребуют дополнительных манипуляций с графическими настройками для достижения стабильных 60 кадров в секунду. Повысить частоту кадров поможет и технология сглаживания NVIDIA DLSS, уже внедренная на уровне плагина в популярный игровой движок Unreal Engine. Общее качество графики при этом будет близко к максимальному.
Помножьте это на дополнительные плюшки вроде поддерживаемой карточкой технологии NVIDIA Reflex, снижающей задержку вывода изображения, или комплекты NVIDIA Broadcast и Shadowplay, улучшающие жизнь стримерам и контент-мейкерам, и получите отличное устройство, желанное любым геймером.
Достоинства:
- Соотношение цены и качества
- Хорошая производительность в Full HD и 1440p
- Качество сборки и охлаждение
- Подсветка!
Недостатки:
- Острая дефицитность продукта