В отличие от сценаристов, режиссеров и геймдизайнеров, игровые композиторы редко становятся публичными персонами. Исключениями можно назвать случаи, когда музыку пишут гости из кинематографа — Инон Зур, Дэнни Эльфмен и так далее. Но про Мика Гордона за последние пять лет наверняка не раз слышал каждый фанат видеоигр. В каком-то смысле его можно назвать Хидэо Кодзимой от мира игровых композиторов. Но задумайтесь, что вы знаете о нем на самом деле, и что из работ, помимо саундтрека к современной дилогии DOOM, вы слушали? Сегодня мы расскажем о его творческом пути, авторском стиле и даже подскажем, какие другие проекты Гордона заслуживают особенного внимания.
Перезапуск DOOM 2016 года и ее сиквел DOOM Eternal оказались на редкость удачным переосмыслением — игры получились яростными, сложными и быстрыми, но в то же время доступными современному игроку и уважительными к ветеранам. Впрочем, мы собрались здесь совсем по другому поводу. Львиную долю очарования новых DOOM составляет буйный и атмосферный саундтрек за авторством Мика Гордона. Шутка ли, каверы на BFG Division до сих пор выходят на каналах, посвященных metal-музыке.
Да и сам Гордон отличился как собственным playthrough, так и запоминающимся выступлением на The Game Awards 2016.
В целом, как можно понять, Мик Гордон умеет играть на гитаре. Но далеко не все его саундтреки состоят из гитарных запилов, ведь порядочный композитор должен уметь сочинять и оркестровые симфонии, и дабстеп-боевики, и эмбиентные заполнители пространства. Композиции всех этих типов в карьере Гордона были, но давайте для начала поговорим о нем самом.
Сейчас ему 35 лет, он родился и живет в Австралии. С самого детства Мик любил видеоигры и хэви-метал — свой игровой путь он начал с Atari 2600, в то же время играл в паре местных групп. В итоге он не стал «гитарным героем» в рок-бэнде, а попал в игровую индустрию — по словам самого Гордона, в этом ему помогло место жительства.
В начале девяностых в Австралии было около 40 компаний, которые делали игры, но при этом не было практически никого, кто мог бы написать для них саундтрек. Разработчикам приходилось обращаться куда-нибудь за океан, чтобы получить достойный результат — забавно, что впоследствии сам Гордон начал работать с девелоперами из США. Начинал он с того, что рассылал свои демо на CD разным местным студиям, несколько из которых пригласили его на работу.
Более серьезные проекты в жизни Мика появились уже в нулевых. Сначала он сотрудничал со студией Pandemic: на второстепенных ролях участвовал в саундтреке к Destroy All Humans! 2, самостоятельно писал музыку к играм по мультфильмам, кое-где и сам сыграл на гитаре. Затем в его жизни случилась Electronic Arts. Мик написал OST для обеих Need for Speed: Shift, неудачной Need for Speed: World, а также немного поучаствовал в Need for Speed: The Run.
Большим сюрпризом для композитора стала возможность поучаствовать в ремейке Killer Instinct. Microsoft перезапускала франшизу под старт поколения Xbox One, а Гордон с детства был фанатом файтинга. Впрочем, он далеко не с первого раза попал в видение проекта руководством. В итоге ему все-таки удалось создать по-настоящему «крутую» музыку, соответствующую настроению игры.
Стоит отдать должное: саундтрек Killer Instinct можно назвать «саундтреком DOOM (2016) на минималках». Уже здесь Гордон использует неприлично низко настроенные гитары, разрывает перепонки бешеными метальными барабанами и приправляет ретро-синтами.
Это хороший момент, чтобы остановиться и поговорить об авторском почерке композитора. Как вы уже могли понять, Мик Гордон металхед в душе, умеет и любит играть на гитаре, а еще сводит треки на уровне именитых звукорежиссеров. Но у него есть и обратная сторона — не меньше гитары Гордон увлекается клавишными и эмбиентом.
Половину очарования саундтрека DOOM (2016) делают именно звуковые эффекты — в том числе завирусившийся советский синтезатор «Поливокс». Говоря откровенно, большую часть этого OST составляет эмбиент. Вы можете и сами в этом убедиться, внимательно прослушав саундтрек. Сам по себе этот релиз составлен как артхаусный метал-альбом, в котором нарратив идет отдельно — зловещим голосом между треками, а основным повествовательным элементом выступает музыка — то агрессивная и быстрая, то тягуче атмосферная.
Собственно, после Killer Instinct Гордон и начал сотрудничество с Bethesda. Большой успех и слава пришли к нему… да, в 2016 году, вместе с релизом DOOM. Мик написал музыку для самых заметных релизов Bethesda за последние годы, не входящие во франшизы Fallout и The Elder Scrolls. Вместе с этим он успел поучаствовать и в неудачной Lawbreakers, но об этом нет особого смысла рассказывать.
Сейчас похоже, что история Мика с Bethesda закончилась окончательно. Саундтрек к DOOM Eternal стал одновременно и развитием идей из оригинала, так и точкой преткновения Гордона с работодателем. Самым заметным в новом саундтреке стал heavy-metal choir – композитор собрал хор из экстрим-вокалистов, которые вместе исполнили несколько партий. Такого действительно еще никто не делал до этого.
Но вместе с выходом игры случился и небольшой скандал — оказалось, что на виниловой пластинке из коллекционного издания саундтрек был записан в низком качестве. Напомним, что Мик настолько «заморачивался» со сведением и мастерингом, что в спектрограммах игрового саундтрека DOOM (2016) и DOOM Eternal присутствовали «пасхалки». И это помимо того, что сами по себе саундтреки звучат чертовски «вкусно».
Как позднее рассказал продюсер игры на Reddit, композитор задержал сдачу финальных миксов на несколько месяцев, из-за чего компания могла не успеть напечатать тираж виниловых пластинок. Наученная горьким опытом с коллекционным изданием Fallout 76, Bethesda наняла сторонних специалистов, которые свели полноценные треки из кусков внутриигровой музыки. После чего как сам Мик Гордон, так и компания заявили об окончании сотрудничества. В итоге, саундтрек к обоим DLC для DOOM Eternal писали другие композиторы.
Перейдем к тому, что можно послушать из творчества Мика Гордона за пределами уже набивших оскомину саундтреков DOOM.
Soundcloud Мика Гордона: https://soundcloud.com/mickgordon
Да, это банально самый простой способ послушать другие его работы. Композитор выкладывает как целые саундтреки к играм вроде треков из Shift 2: Unleashed и Wolfenstein: The New Order, так и небольшие зарисовки.
Mick Gordon · Main Theme (Unannounced Project)
Среди других треков можно найти даже музыку для неких неанонсированных проектов. Также хватает и различных забавных штучек, вроде импровизации на терменвоксе и дабстеп-трека, сделанного из голосов разработчиков.
Да и самого дабстепа там тоже хватает. Как уже было упомянуто в начале статьи, Мик Гордон не гнушается сочинять музыку в самых разных жанрах, что является необходимым навыком для приличного композитора.
Саундтрек для Wolfenstein
The New Order: https://music.yandex.ru/album/4918626
The Old Blood: https://soundcloud.com/mickgordon/sets/wolfenstein-the-new-order-soundtrack
The New Colossus: https://music.yandex.ru/album/5378356
Гордон написал музыку для Wolfenstein: The New Order, Wolfenstein: The Old Blood и Wolfenstein 2: The New Colossus, немного заскочив и в Wolfenstein: Youngblood. OST всех Wolfenstein довольно похожи, и в них, как и в саундтреке DOOM, превалируют эмбиентные треки. При этом сам эмбиент получился куда более механистическим и индустриальным. То же можно сказать и про композиции с живыми гитарами — Гордон в этот раз ориентируется скорее на представителей индастриал-метала, чем на современный метал. Также более индустриальными стали и электронные треки, которые, например, играют в боевых сценах. Электроника довольна агрессивна и напориста, хотя ей, конечно, далеко до запилов из DOOM.
В самой игре много отсылок к классическому року, и иногда у Мика получается выдать что-то более доступное массовой аудитории. Например, трек Concrete for Miles из первой части напоминает скорее мощное вступление к арена-рок песне, чем индастриал. Среди трех саундтреков есть акустические фрагменты и даже целые композиции. Заглавная тема второй части как раз открывается атмосферным проигрышем, который перетекает в мощный индастриал-рок. То же касается и темы, которая играет при посещении Бласковицем родного дома. Также в саундтреках присутствуют и стилизованные под нео-фашистский поп треки, которые Гордон записывал совместно с другими артистами. Игравшие в современный Wolfenstein знают, что разработчики уделили много усилий стилизации игры под захваченный фашистами мир, и музыка не стала исключением.
Саундтрек к Killer Instinct (2013)
Season 1: https://music.yandex.ru/album/2274546
Season 2: https://music.yandex.ru/album/2893513
Упомянутый ранее в этом тексте Killer Instinct содержит меньше всего эмбиентных треков, но зато больше всего МЕТАЛА. Это продиктовано самой игрой: все-таки, KI — это не атмосферный шутер, а файтинг. Во многом альбом с саундтреком станет отдушиной для тех, кому не хватило «рубилова» в OST к DOOM. Как отмечает и сам Гордон, эта работа стала решающей для него в развитии собственного стиля.
На треке Ballet of Death даже можно услышать отголоски того самого хэви-метал хора, который мы услышали в Eternal. Музыка действительно во многом напоминает таковую из DOOM — с тем отличием, что готичность здесь заменена скорее на фолк-мотивы. В треках часто встречается горловое пение, а многие вставки и атмосферные куски заставят вас задуматься о Тибете и Гималаях.
Сам Гордон называет саундтрек «крутым», под стать самой игре. Но особенно круто звучит тема Раша, жабы из Battletoads, заглянувшего в Killer Instinct в качестве гостевого персонажа. Эта 8-битная мелодия прекрасно дополняется живыми барабанами в процессе развития трека, хотя стоит отметить, что ее авторство Мику не принадлежит.
Саундтрек к Prey (2017)
Альбом: https://music.yandex.ru/album/12185230
Как и большинство других работ Мика Гордона, он почти полностью состоит из эмбиента, но особенным его делает непередаваемая космическая атмосфера и разнообразие. Гордон задействовал впечатляющее количество звуков, и благодаря тому, что игра куда более спокойная, нежели шутеры вроде DOOM и Wolfenstein, мы имеем возможность детальнее расслушать работу композитора.
Как нам кажется, итоговое впечатление от Prey во многом формируется от саундтрека. Специфический визуальный ряд подкрепляется зачастую незаметными, но такими необходимыми треками и звуками. Впрочем, в иные моменты именно благодаря музыке сюжетные повороты и иные события оказывают на игрока такое воздействие.
Дело в том, что большую часть времени в Prey нет музыки. Вообще. Вас окружает лишь оглушающая тишина заброшенной космической станции, которая изредка нарушается тревожными звуками. Поэтому интонирование с помощью филигранно подобранных треков оказывает на игрока особенно сильный эффект.
Также стоит отметить и разнообразие в жанрах. Среди эмбиента затесалась и жизнерадостная композиция Everything Is Going To Be Okay, задающая тон вступлению, и несколько видов того же эмбиента, в том числе с активным использованием акустической гитары. Есть даже электро-рок песни Semi Sacred Geometry и Mind Games с вокалом, в которых поучаствовал президент студии Arkane Рафаэль Калантонио.
Bring Me The Horizon — POST HUMAN: SURVIVAL HORROR
Альбом: https://music.yandex.ru/album/12598856
Звезда сегодняшней подборки — вышедший осенью EP от британских рокеров. Забавно, что этот альбом неиллюзорно намекает на связь с видеоиграми одним своим названием. Впрочем, давних фанатов группы это совсем не удивило, поскольку фронтмен коллектива Оли Сайкс не раз признавался в своей любви к ним. Чего только стоят треки Shadow Moses (именно так назывался остров, на котором происходили события первого Metal Gear Solid) и Ludens, написанный специально для саундтрека Death Stranding.
Впрочем, вернемся к вопросу о том, как связаны Мик Гордон и BMTH. Дело в том, что коллектив постепенно облегчал свое звучание: сначала с deathcore до metalcore, затем от metalcore до звучания Linkin Park середины двухтысячных, а затем и вообще до Coldplay. Фанаты не оценили таких метаморфоз, поэтому на следующий релиз группой была намечена реабилитация. С целью утяжелить звук и был призван Мик Гордон — Сайкса крайне впечатлил саундтрек к DOOM Eternal, о чем он рассказал в одном из влогов группы.
Для участия в записи Мик расчехлил свой ставший знаменитым синтезатор «Поливокс», а также работал над эффектами и продюсировал запись гитары. Его влияние чувствуется сразу на открывающем треке: такого мощного звука у группы давно не было. Особенно много работы он провел над треком Parasite Eve, отсылающим к любимой серии игр Оли Сайкса на PlayStation.
Свою руку Мик приложил почти ко всем трекам на альбоме, наполнив его качественной электроникой и мощным звуком гитар. Результат не заставил себя ждать — давние фанаты были в восторге от утяжеления звука, причем группа не вернулась к корням, а предложила нечто новое в рамках своего творчества. Мы также присоединяемся к ликованию, и предлагаем прослушать мини-альбом и ждать его продолжения, намеченного на этот год.