Оформился он в 1989 году, когда в стенах Европейского совета, который занимался ядерными исследованиями, ученые разработали концепцию Всемирной Паутины. А предложил ее Тим Бернерс-Ли, британский учёный. На протяжении двух лет он занимался разработкой языка HTML и протоколов HTTP.
Советская власть плюс кибернетизация всей страны: как в СССР почти изобрели интернет
В издательстве Corpus выходит книга историка медиа Натальи Конрадовой «Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны книге». Это история развития сетевых технологий в Советском Союзе и связанных с ними философских и научных концепций, а также возникновения рунета в постсоветской России. Как пишет автор во введении, «книга построена в основном по хронологическому принципу и затрагивает несколько периодов — 1920‑е, 1960‑е, 1990‑е годы, причем как в СССР и постсоветской России, так и в США. В ней много фактов, имен и дат, которые позволяют проследить историю технологий коммуникации в контексте истории техноутопий XX века». Публикуем фрагмент из главы, посвященной инженерам Анатолию Китову и Виктору Глушкову, которые пытались изобрести советский интернет, но встретили противодействие партийной номенклатуры.
В отличие от проектирования и производства ЭВМ советская кибернетика смогла выйти из догоняющего режима. Первоначальная идея теории управления принадлежала американскому математику Норберту Винеру. Советские компьютеры, без которых было невозможно строить кибернетические системы, сильно отставали от американских. И тем не менее советская кибернетика породила свою собственную, оригинальную и мощную техноутопию.
С середины 1950‑х до середины 1960‑х события происходили очень быстро. Ключевой фигурой перехода от строительства отдельных ЭВМ к созданию компьютерной сети стал инженер-полковник Анатолий Китов. В начале 1950‑х он работал военным представителем в Специальном конструкторском бюро 245, где в этот момент проектировали первую серийную советскую ЭВМ «Стрела». В спецхране СКБ-245 Китов нашел книгу Винера «Кибернетика», увлекся идеей автоматизации управления и начал ее популяризировать, несмотря на официальную критику кибернетики как «буржуазной лженауки». В 1955 году в журнале «Вопросы философии» вышла статья Китова, Соболева и Ляпунова «Основные черты кибернетики», после чего она была наконец признана, а в журнале «Природа» — статья Исаака Брука «Об управляющих машинах». Год спустя Китов опубликовал книгу «Электронные цифровые машины».
В 1959 году Китов отправил письмо Хрущеву с предложением построить компьютерную сеть для усовершенствования системы управления национальной экономикой. Как считают историки советской IT, это письмо повлияло на последующие решения ЦК КПСС, в частности «о внедрении радиоэлектронной техники во все отрасли народного хозяйства» 15. Однако Китов не был удовлетворен результатами и через полгода после первого письма отправил второе. В нем излагалась подробная программа строительства единой сети. Но поскольку в этом же письме Китов критиковал Минобороны, в котором состоял на службе, его программа не нашла поддержки, а чиновники Минобороны обиделись на критику, и Китов был уволен.
Тем временем кибернетика уже начала свое триумфальное шествие — усилиями Китова и других ученых она из «лженауки» превращалась в теорию управления, пригодную для строительства коммунизма. В конце 1950‑х проект Китова и кибернетика в целом активно обсуждаются в Академии наук СССР. В 1959 году Берг, Ляпунов и Китов делают доклад на заседании Президиума, после которого принимается решение о создании Научного совета по кибернетике под председательством Берга.
В 1962 году в статье «Наука величайших возможностей» в журнале «Природа» Берг описывает идею создания компьютерной сети следующим образом: «…В стране намечено построить управление всем народным хозяйством по единой системе, через специально создаваемые для этой цели мощные вычислительные центры, снабженные современными сверхбыстродействующими электронными вычислительными машинами и связанные с планирующими, финансирующими, транспортными и промышленными организациями единой системой так называемой технологической автоматической связи. Это позволит обеспечить получение руководящими органами своевременной полноценной информации о ходе и развитии хозяйственной деятельности в стране и даст возможность оперативно, непрерывно и в наивыгоднейшем режиме управлять им… С такой системой управления не сможет соперничать ни одна капиталистическая система, так как она всегда построена на противоречивых, антагонистических интересах разных групп населения».
К началу 1960‑х годов по всему СССР стали создаваться лаборатории, институты и отделения кибернетики, появилось целое поколение кибернетиков — теоретиков и практиков, инженеров, физиков, математиков и управленцев. По определению историка советской науки Славы Геровича, кибернетика превратилась в математический дублер всех научных дисциплин: «Включив в кибернетику все применения электронно-вычислительных машин и ссылаясь на ставшее тогда популярным представление о компьютере как объективном глашатае истины, советские кибернетики сумели обезоружить идеологических критиков и провозгласили цель „кибернетизации“ всех областей науки».
В начале 1960‑х идею Китова подхватывает Виктор Глушков, сменивший Сергея Лебедева на посту заведующего лабораторией вычислительной техники Института математики в Киеве (с 1961 года — Институт кибернетики). В отличие от инженера-электрика Лебедева Глушков был математиком, поэтому возможности кибернетики по улучшению управления в масштабе всей страны волновали его гораздо больше, чем создание компьютеров. В этой смене директоров ведущего советского института кроется символический момент смены системы координат: кибернетик Глушков наследует место инженера Лебедева, поколение «прагматиков» уступает место новому поколению «идеалистов». Безусловно, в СССР продолжали проектировать и строить компьютеры, обеспечивающие материальную базу для кибернетических идей, но именно кибернетика стала новой техноутопией. И именно Глушкову удалось развить это направление стратегически, создав из прикладной отрасли новую науку о будущем.
«Необходимо помнить, что в СССР имелись компьютерные сети, но они использовались в военных целях», — говорит Бен Питерс, исследователь из Университета Талсы в штате Оклахома и автор книги о проекте советского интернета (How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet).
АРПАНЕТ
В 1964 г., на два года позже, чем в СССР, в США была начата реализация проекта сети АРПАНЕТ. Но, в отличие от СССР, там этот проект был доведён до конца. В 1969 г. эта сеть начала работу, правда поначалу в ней было всего 4 узла.
Позже многие стали считать этот год годом появления интернета. Но на самом деле сеть АРПАНЕТ была довольно далека от современного интернета. Основной задачей, которую пытались решать с помощью этой сети, была задача оптимального использования компьютерных мощностей. Компьютеры были всё ещё довольно дороги, и если бы кто-то мог удалённо подключиться с другому компьютеру и использовать его мощности во время простоя, это обернулось бы большой экономией. Из-за разных трудностей эта задача так и не была реализована, но АРПАНЕТ продолжал развиваться.
В 1972 г. Ларри Робертс, один из разработчиков АРПАНЕТ, который к тому времени сменил Ликлайдера на посту директора IT-отдела ДАРПА, организовал международную конференцию по компьютерной связи в Вашингтоне. На этой конференции была проведена демонстрация АРПАНЕТ, в ходе которой желающие могли подключиться к 20 компьютерам из разных городов США и выполнять на них разные команды. В то время демонстрация произвела большое впечатление на скептиков, не веривших в реальность компьютерных сетей.
В 1972 г. в АРПАНЕТ появилась электронная почта. Вскоре передача сообщений по электронной почте стала одной из самых популярных функций АРПАНЕТ. Некоторые даже считают, что электронная почта «спасла» АРПАНЕТ, сделав эту сеть действительно полезной и востребованной. Затем стали появляться и другие способы использования сети — передача файлов, обмен мгновенными сообщениями, доски объявлений и т. п. Однако АРПАНЕТ ещё не был интернетом. И первым препятствием дальнейшего развития сети было отсутствие универсального протокола, который позволил бы обмениваться информацией компьютерам разного типа и с разным программным обеспечением.
Протокол TCP/IP
Разнообразие аппаратного и программного обеспечения создавало огромные трудности для объединения компьютеров в сеть. Для их преодоления в 1973 г. Винт Серф и Боб Кан решили создать универсальный протокол обмена информацией, который позволил бы объединить между собой самые разные компьютеры и локальные сети.
Протокол был назван TCP (англ. Transmission-Control Protocol, или Протокол контроля передачи). Позже протокол был разделён на две части и получил название TCP/IP (IP — интернет-протокол). Кстати, тогда же, примерно в середине 70-х появилось и само слово «интернет».
Разработка протокола заняла довольно длительное время. Изначально многие сомневались, что небольшие компьютеры вообще способны поддерживать такой сложный протокол. Лишь в 1977 г. была продемонстрирована первая передача данных с использованием этого протокола. А АРПАНЕТ перешёл на новый протокол только в 1983 году.
А в 1984 г. был запущен первый DNS-сервер, который позволял вместо плохо запоминающихся IP-адресов использовать доменные имена.
В 1961 г. была издана знаменитая монография В. М. Глушкова «Синтез цифровых автоматов», переведенная позже на английский язык и изданная в США и других странах.
Перспективы будущего интернета
…. а на что будет похожа наша родная высокотехнологичная индустрия через несколько лет? Вернее, даже вопрос не в том, на что hi — tech станет похож, а в том, что конкретно он для нас, простых «деревенских» пользователей, будет делать? В смысле какие железки станут актуальными в течение ближайшей пятилетки?
Во — первых, мне кажется, должна накрыться массовая торговля комплектующими для десктопов. На данный момент производители путем титанических усилий еще умудряются поддерживать этот рынок в живом состоянии, но такая ситуация далеко не вечна. Спрос на настольные компьютеры падает, что обусловлено вполне объективными причинами.
С одной стороны, ноутбуки становятся все мощнее и удобнее, и у обычных пользователей остается все меньше задач, которые не могут быть решены с помощью хорошего лэптопа.
А раз так, то зачем покупать десктопный комп или — тем более — модернизировать имеющийся? Современная мощная видеокарта по стоимости легко может сравниться с вполне приличным ноутбуком, и, если перед вами не стоят какие — либо особенно ресурсоемкие задачи, согласитесь, менять возможность приобрести полноценный портативный ПК на покупку пусть топовой, но только видеокарты странно.
С другой стороны, бурно развивается рынок игровых консолей, которые конкурируют с самым высокорентабельным сегментом настольных ПК — компьютерами для игр. Правда, пока еще ситуацию держит тотальное увлечение населения многопользовательскими ролевыми играми, которые традиционно дружат только с персоналками та же Microsoft договорится с Blizzard о том, чтобы последняя пор — тировала World of Warcraft под Xbox, а заодно начнет продажу клавиатур и мышей, специально адаптированных под эту эпическую ролевуху, рынок дорогих компов и тем более рынок комплектующих «на замену» в очередной раз существенно просядут.
Я знаю немало людей, у которых компьютер дома используется, по сути, только для Warcraft. Ну да, они еще иногда и в чатах общаются, но сейчас для подобных задач появились принципиально новые устройства.
Во — вторых, я как — то совсем перестал верить в нетбуки. Нет, я понимаю, каким образом из них сделали отдельную рыночную нишу. Берешь ноутбук, выдираешь из него все, что обладает какой — то себестоимостью, потом начинаешь продавать по три рубля и объясняешь населению, что вот он — дешевый способ влиться в ряды владельцев ПК! Возможно, еще какое — то время эту идею производителям удавалось бы поддерживать в жизнеспособном состоянии, но тут стряслось сразу две беды.
Сначала бурный всплеск пережил рынок смартфонов, которые заботами китайских производителей буквально на протяжении года превратились из относительно бесполезных и очень дорогих игрушек во вполне функциональные устройства. Сейчас их выпускают все кому не лень — и кому какое дело, что все это многообразие моделей обеспечивают три — четыре колоссальных предприятия на территории материкового Китая? Главное, что рынок насыщен.
Ну и, конечно, окончательную гибель рынку нетбуков принесла приснопамятная Apple, которая стараниями отдела R&D в сочетании с маркетинговым гением ее бессменного лидера господина Джобса выпустила на свет божий iPad, моментально ставший безусловным хитом. Немедленно появились толпы подражателей, планшетами сейчас завалены все магазины по продаже электроники, и уже сильно непонятно, в чем ныне смысл нетбуков, которые стоят столько же, а весят больше.
В общем, все идет к тому, что универсальный компьютер как явление станет исключительно нишевым продуктом. Подобными ПК будут пользоваться дизайнеры, журналисты, ученые — ну то есть народ, которому надо решать с помощью одного инструмента порой совершенно полярные задачи. А всем остальным индустрия предложит набор из десятка различных гаджетов, с помощью которых население будет радостно бродить по Сети, играть в игры, смотреть порнуху или созваниваться по вечерам.
Подобные успехи позволили разработчикам получить дополнительное финансирование. Удовлетворенные результатом программы чиновники смогли выделить более 150 млрд дополнительных средств на проект ARPANET, которые были переправлены из программы исследования баллистических ракет.
Как ARPANET стал международной сетью
Один из первых вычислительных центров ARPA
С развитием ARPA разработчики увидели еще одно преимущество подобных сетей. При необходимости можно было грамотно перераспределять вычислительные мощности имеющихся компьютеров вместо покупки новых.
Всего за несколько лет существования проекта в рамках ARPA удалось сократить множество запросов в бюджет на покупку и модернизацию вычислительной техники. Все участники сети имели терминальный доступ к самым мощным серверным станциям и могли пользоваться любой необходимой мощностью для обработки данных.
Сеть между компьютерами позволяла быстрее распространять новые разработки программного обеспечения и собирать обратную связь от пользователей. То, что сейчас является неотъемлемой частью даже самого простого приложения из App Store, в середине 70-х годов считалось пиком технологического прогресса.
Подобные успехи позволили разработчикам получить дополнительное финансирование. Удовлетворенные результатом программы чиновники смогли выделить более 400 млрд дополнительных средств на проект ARPANET, которые были переправлены из программы исследования баллистических ракет.
В США понимали, что будущее не только за ударной мощью, но и за надежными средствами коммуникации.
Один из первых сетевых маршрутизаторов
Дополнительное финансирование позволило привлечь к разработке больше квалифицированных специалистов с новыми и интересными идеями. Так в сети ARPANET появилась первая маршрутизация трафика и очереди для пакетов данных.
В те времена все каналы связи были аналоговыми и во время простоя установленного канала между двумя устройствами им не могли пользоваться другие терминалы. Большое значение имел человеческий фактор, когда на распределительном коммутаторе оператор соединял отправителя и получателя сигнала. Человек банально не знал, используется ли еще установленный канал связи или его можно отключать для новых подключений.
Тогда для ARPANET был разработан специальный протокол очереди. Передающее устройство могло самостоятельно отслеживать занятость других каналов связи и пользоваться ими во время простоя. Это сильно сократило время прохождения сигнала внутри сети и избавило пользователей от времени ожидания перед началом передачи данных.
С появлением маршрутизации стало возможным создавать разветвленную сеть с несколькими доступными каналами между двумя конечными терминалами. Отправитель мог динамически менять маршрут во время передачи данных, если находил более доступный и быстрый путь для передачи сигнала.
Вместе с этим были реализованы протоколы передачи файлов по сети FTP, средства для удаленного доступа и запуска программ TELNET.
Покрытие сети ARPANET к 1982 году
В 1973 году было принято решение сделать сеть международной. Военные США долго не хотели выводить каналы связи за пределы своего государства, а ведь именно Министерство обороны финансировало разработку ARPANET. Исследователям удалось продавить идею создания глобальной сети, так первыми к американскому узлу связи получили доступ несколько учреждений из Великобритании и Норвегии.
Сеть ученых NSFNet победила сеть военных
Карта покрытия NSFNet
Потенциал в компьютерных сетях такого масштаба увидели ученые США. Пользоваться военной сетью могли лишь прошедшие одобрение военного министерства организации, а передавать было возможно лишь разрешенный набор данных в рамках одобренных национальных программ.
Институт и университеты, которые не имели связи с военными, решили организовать собственную сеть. Так Национальный фонд науки США (NSF) в 1984 году создал сеть NSFNet (National Science Foundation Network). Изначально она объединяла исключительно образовательные учреждения, а позже начала выступать прямым конкурентом ARPANET.
Перед NSFNet ставили задачу объединить пять мощных суперкомпьютеров того времени в разных уголках страны для быстрого проведения вычислений с любого терминального компьютера.
Уже в первый год работы университетская сеть вышла на скорость передачи данных 56 кбит/с, что был в два раза быстрее, чем в сети ARPANET, а количество объединенных в сеть компьютеров составило более 10 000.
Роберт Тэппэн Моррис – изобретатель первого сетевого вируса
В 1988 году работа ARPANET была парализована. Большая часть компьютеров оказалась заражена первым сетевым вирусом, который прозвали Червь Морриса. Пока лучшие специалисты по сетевой безопасности оборонного ведомства США разбирались с последствиями вредоносного кода, многие организации начали подключаться к NSFNet.
Так худшая скорость передачи данных, менее стабильная работа и слишком ограниченная база абонентов не позволили ARPANET выиграть конкуренцию с NSFNet. Кроме того, не все потенциальные пользователи сети подходили под высокие стандарты Министерства обороны либо просто не хотели сотрудничать с военными.
Разработчики NSFNet разработали и успешно реализовали протокол IRC (Internet Relay Chat), который позволял в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями между пользователями с разных уголков планеты.
Постепенно за NSFNet закреплялось более простое и лаконичное название Internet.
В 1990 году сеть ARPANET официально отключили, а NSFNet к тому времени уже сотрудничала не только с образовательными организациями, но и с бизнес структурами по всему миру. Через год в составе NSFNet насчитывалось более 7500 мелких локальных сетей. Минимум треть из них находилась за пределами США.
Еще через два года маршрутизация в сети перешла на новые стандарты, что позволило увеличить среднюю скорость передачи данных до 44 Мбит/с, а абонентская сеть состояла из 50 000 мелких локальных сетей.