Оригинальный StarCraft был первой игрой, включенной в турнир World Cyber Games. Игра ежегодно появлялась на турнире вплоть до 2011 года, когда ее заменил сиквел – StarCraft 2.
Пошаговые стратегии или стратегии в реальном времени — что лучше?
Считается, что стратегии являются одними из наиболее сложных видеоигр.
Первое, что стоит о них знать: большинство попадает в один из поджанров – стратегии в реальном времени (RTS игры) или пошаговые стратегии (TBS).
Рассмотрим основные определения для TBS и RTS.
- RTS игры – это стратегия в реальном времени (Real-time Strategy);
- TBS – это пошаговая стратегия (Turn-based Strategy).
Сейчас это может показаться неважным, но поверьте: чтобы понимать стратегии как жанр, необходимо понимать эту разницу.
Стратегии в реальном времени или пошаговые стратегии
Неотъемлемый определяющий фактор для стратегий – это отношению к концепту времени.
Чтобы с ходу отличить пошаговую стратегию от стратегии в реальном времени, просто посмотрите, как идет игровое время.
Если оно делится на отрезки и пользователям или их оппоненту в лице игрового ИИ нужно принимать решения за эти отрезки – скорее всего, вы имеете дело с пошаговой стратегией.
Другими словами, если вы делаете ходы по очереди – это пошаговая игра.
Если время проходит так, как в реальном мире, и все пользователи могут играть одновременно, то речь идет о стратегии в реальном времени.
Все решения принимаются под давлением ситуации, когда атаковать вас могут в любой момент, и пауз здесь не предусмотрено.
Прежде чем ответить на вопрос, в чем разница между стратегией в реальном времени и пошаговой стратегией, давайте посмотрим, насколько разнообразны эти жанры сами по себе.
Термин «стратегия в реальном времени» был предложен Бреттом Сперри во время маркетинговой кампании его классической игры Dune II в 1990 году. И хотя эта игра не считается первой RTS в полном смысле, она, безусловно, установила планку для огромного количества последующих франшиз.
War aint what it used to be, или что такое RTS?
Думаю, многие знакомы с данным жанром, но для приличия приведу немного основной информации. RTS — Real-Time Strategy, или Стратегия в Реальном Времени — жанр стратегических компьютерных игр, в котором отсутствует «очерёдность ходов». То есть, в отличие от, например, «Героев», где очередность ходов определяется параметром «Скорость», в RTS первым ходят оба. Каждый жмёт на клавиши в меру своих возможностей, а единственный способ повлиять друг на друга — отправить своих юнитов — болванок — которые сами ходят, атакуют и делают свои особые дела. Игрок только даёт команы, что им делать, как — они разбираются сами.
Сам жанр стратегии далеко не нов. Доподленно неизвестно, как развлекались наши предки между охотой и собирательством. До наших дней дожили лишь такие тайтлы как го и шахматы.
Самая распространённая легенда о появлении шахмат отправляет нас в Индию, на полторы-две тысячи лет назад.
В отличие от последних, в го игрокам даётся относительно простой выбор — куда поставить свой камушек. В шахматах же дело иначе: у каждого игрока есть одинаковое количество ресурсов — фигур, каждая с уникальными умениями. Многие настольные игры переняли ту, иную, или обе механики шахмат, и именно вариациями существующих настольных игр являлись первые компьютерные пошаговые стратегии.
Первопроходцем была текстовая игра Hamurabi. В ней игроку предстояло управлять ресурсами и землями шумерского государства.
Стратегический «UI» образца 1968 года. Раньше трава и правда была зеленее.
Если спросить случайного человека, что было первой RTS, он(а), скорее всего, пошлёт тебя на.. ответит Dune II. На самом же деле в гонке RTS её «обогнал» Herzog Zwei. Но и это тоже не совсем так. Создатели этих игр, видимо, на вселенно-подсознательном уровне понимали вторичность своих творений. Как повествовал Уборщик наш замечательный главред, самой первой RTS была Cytron Masters 1982 года.
Всё корабль, всё в генератор!
История — забавная штука, и именно Dune II, которая на самом деле не является ни первой, ни второй (про двойку в названии как-нибудь в другой раз), стала прородителем жанра, от которой унаследовали основные механики другие, более близкие к нам по времени игры. Начиная с WarCraft: Orcs&Humans, Command&Conquer и Age of Empire жанр RTS, что называется, ушёл в народ.
PointBreak, или во что играть обычному человеку?
Когда пытаешься выбрать стратегию по душе.
Конечно, за почти 40 лет игры прошли огромный путь, от приключений квадрата до Cyberpunk 2077. Стратегии не стали исключением и, как и все другие жанры, со временем лишь эволюционировали и хорошели. Естественный отбор подарил нам не одну прекраную серию, достойную рассмотрения. Даже в, прости господи, Spore была реализована простенькая модель RTS. Ну а что до более самостоятельных проектов? О них и пойдёт речь.
Поговаривают, что Blizzard черпали своё вдохновение не только во второй Дюне, но и во вселенной Warhammer‘a, по которому выпущено множество игр, не только стратегий. Но я бы всё равно отнёс бы Ваху скорее к настольным играм, чем к комьютерным. Создатели же Дюны были так впечатлены успехом Blizzard, что, в свою очередь, решили повторить формулу успеха и подсмотрели у вторых некоторые фишечки и сварганили свою серию с харвестерами и ядерными ракетами — Command & Conquer — которая дожила аж до четвёртой номерной части. От неё же отпачковалась Red Alert, во второй части которой была поистинне гениальная озвучка товарища Ленина Юрия. Полагаю, именно в необычности и упоротости сюжета и заключался секрет успеха серии: Сталин танцует; советские учёные изобретают машину времени, чтобы убить Эйнштейна; Ленина воскресили в виде киборга со способностью управлять разумом по телефону! К сожалению, или к счастью, запасы тяжёлых наркотиков креатива подошли к концу, и последние части серии не сыскали былой любви и коммерческого успеха.
Видимо, о таком коммунизме мечтал Маркс
Но не фэнтези с фантастикой едины. Для перечисления всех исторических стратегий одного раздела не хватит. Наверное, не хватит и целого блога, поэтому вкратце перечислю самые важные, на мой взгляд, проекты. Settlers 1993 года выпуска вышла первой среди своих исторически подкованных сестёр. Age of Empires вышла чуть позже, в 1997, и щеголяла реалистичностью и достоверностью. Она охватывала огромный исторический период — с каменного века до века железного, а последующие номерные части добрались аж до колонизации Америки. Anno 1602, как и все игры серии, была привязанна к конкретному временному промежутку и имела экономическую направленность. Но и воины там тоже были, я читал. Другой исторический период — средневековье — выбрали ребята из Firefly Studios для своего Stronghold. Более близкой к нам по времени и по духу является серия игр Блицкриг, охватывающая период Великой Отечественной Войны.
Игры на мобилки — это вообще отдельная история. Лично я считаю, что мобильного гейминга не существует, но цифры и статискитка говорят другое. Поэтому компромисс: я не говорю ничего плохого про мобилки, а за это получаю право в них не играть. Мой блог, что хочу, то и делаю.
У всех же есть телефоны, так?
С появлением компьютера разработчики не упускали возможность перенести искусство ведения войны на экраны в том или ином виде. Так начал зарождаться жанр компьютерных стратегий.
Company of Heroes 2
Company of Heroes 2 вышла в 2012 году и сразу набрала армию преданных поклонников. Одна из лучших стратегий про Вторую мировую войну имеет отличный баланс, замечательную графику и захватывающий геймплей. RTS от компании Relic Entertainment всегда отличались сильным уклоном в боевые действия при минимизации игровой экономики, но для антуража Второй мировой войны такой баланс идеален.
Europa Universalis IV
Глобальная стратегия от Paradox Development Studio, разработчика, подарившего нам серии игр Crusader Kings и Hearts of Iron, даст вам возможность почувствовать себя властителем стран и наций. С помощью военной силы, дипломатии или торговли вам предстоит стать могущественным монархом во временном периоде от позднего Средневековья до окончания раннего Нового времени (1444 — 1821).
Игру, как и другие произведения Paradox Development Studio, отличает высокий порог вхождения, перед тем, как начать покорять страны соседей, вам придется не один день разбираться с механиками игры, но это того стоит. Ведь разобравших в них, вы получите игру, которая не надоест вам в течение многих лет.
Самой выдающейся пошаговой стратегией, в которую играют на профессиональном уровне, является Pokemon. Последние ее релизы доступны на Nintendo 3DS. Турниры в Pokemon популярнее всего на территории США.
World in Conflict
В жанре стратегий не сильно жалуют современный сеттинг. Мол, что там может быть интересного, драконы и космические крейсеры – вот это уже другое дело! Мы согласны, но и сеттинг современных боевых может быть интересным, что можно увидеть на примере World in Conflict. Главная особенность игры – полное отсутствие необходимости заниматься строительством базы, а очки для вызывания дополнительных отрядов достаются за уничтожение вражеских сил.
Именно такой подход делает World in Conflict самой динамичной стратегией в реальном времени. У вас нет времени отсиживаться на заданной в начале боя позиции, только молниеносные действия и тактический подход к управлению ограниченным количеством отрядов приведет к победе. Ну и не стоит забывать про графику и физическую модель, из-за чего даже сегодня сложно удержаться от соблазна скачать World in Conflict.
Казаки
Украинцам из GSC Game World уже за оду игру Казаки стоит поставить памятник. Они не только возобновили историческую справедливость и сделали игру, в которой можно сыграть за славянские народности, но и создали уникальную по геймплею стратегию. Начнем с того, что Казаки были одной из первых игр, где новые бойцы нанимались не по одному человечку, а целыми отрядами. Поэтому в итоге на одном экране без проблем могли сойтись сотни солдат.
Другое отличие – целых 16 играбельных фракций и сложная экономическая система. Вместо двух ресурсов, как в серии Command and Conquer, в Казаках их было представлено целых 6. К тому же при отсутствии угля огнестрельные юниты переходили в рукопашную, а недостаток золота мог обратить против полководца его же войска. Кстати, несмотря на устаревшую графику советуем все же скачать оригинальные Казаки, т.к. поделка под названием Казаки 3 даже спустя два года до сих пор кишит багами.
Сбор ресурсов – неотъемлемый компонент большинства стратегий, и вам часто придется агрессивно соперничать с другими игроками за ограниченные месторождения ресурсов на карте.
Истоки жанра RTS, часть 1. Зарождение игровых механик
Рассуждения о жанре «стратегия в реальном времени» и о том, как он зарождался на самом деле.
Если вы попытаетесь найти информацию о происхождении жанра Real Time Strategy (стратегии в реальном времени), то скорее всего наткнётесь на краткий и невыразительный ответ формата «Первая RTS – это Dune II». И с этим трудно не согласиться. Игра действительно заложила основы жанра. Вывела формулу, по которой стратегии работают до сих пор. Однако, стоит понимать, что жанры не появляются из ниоткуда. И у RTS тоже были свои вдохновители.
Прежде чем говорить о Dune II, о её разработчиках и о том, как Blizzard решили сделать собственный клон этой игры, стоит углубиться в игровую историю. Мы поищем там примеры игровых механик, привычных для данного жанра. И разумеется, все перечисленные игры работают в режиме реального времени.
Содержание
Жанровые аспекты
Для начала нам следует разобраться в том, что же такое RTS. Разумеется, мы не станем рисовать целую схему игрового процесса рядовой игры в данном жанре. Нам достаточно общего представления о том, что обычно под RTS понимают игру, сочетающую в себе элементы строительства и управления боевыми единицами. Строго говоря, «стратегия в реальном времени» как раз и является сплавом двух отдельных жанров, существовавших задолго до выхода Dune II. Обозначим их как «стратегия» и «тактика».
Помните! Когда вы собираете ресурсы, строите здания, производите войска и настраиваете экономику – это стратегия. Когда вы направляете войска, заходите с фланга, применяете отвлекающие манёвры и бросаете отряд пикинёров на конный строй – это тактика. И начнём мы с части стратегической.
Мирная стратегия Военная тактика
Тропический рай
Если вам захочется взять под управление целый тропический остров, то скорее всего вы пойдёте играть в Tropico. Но, к сожалению (или нет), в далёком 1981-м году у рядового геймера не было такой возможности из-за отсутствия Tropico как таковой. Однако, если вы были счастливым обладателем приставки Intellivision, то у вас был шанс попасть в утопию. И нет, приставка от Mattel не была настолько хороша, ведь Utopia (1981-Intellivision) – это название игры.
(Utopia-1981) Издалека может показаться… … что на экране первая Civilization.
Игра рассчитана на двух игроков, каждому из которых достаётся свой собственный остров на игровом поле, состоящем из ячеек. Цель игры – набрать больше всего очков к концу всех раундов. На каждый раунд отводится определённое количество времени. Очки начисляются в конце каждого раунда в зависимости от того, какие здания построены у игрока. Можно сказать, что начисляемые очки – это ваш доход, и каждый раунд вы получаете с построек прибыль.
Помимо создания построек можно раздобыть очков рыболовством, взяв на себя управление лодкой и удерживая её на зелёной кучке пикселей, символизирующей рыбу. Но нужно внимательно следить за тем, чтобы лодку не стащили пираты. А ещё, если над вашей плантацией пролетит дождевая тучка, это тоже дарует вам мгновенный прирост очков.
Конечно, говорить о какой-либо симуляции погоды не приходится. Два вида тучек и летающий спиннер, олицетворяющий торнадо – не более чем случайно генерируемые спрайты. Какая-либо экономическая система в игре отсутствует. Как и искусственного интеллекта, а значит, наличие напарника строго обязательно. В противном случае неактивный остров просто заполонят варвары.
На скриншоте можно одновременно наблюдать дождевую тучу, торнадо, пиратов и рыбацкую лодку. Для 81-го года это целый карнавал.
Игра может показаться примитивной, но не стоит забывать, что на дворе 1981-й год. Utopia стала одной из первых экономических стратегий и, несмотря на то, что работала в режиме реального времени, всё же послужила прообразом для всем известной пошаговой экономической стратегии Civilization от Сида Мейера. Пожалуй, в наше время нет большого смысла в неё играть, но всё же полезно хотя бы знать про одного из родоначальников стратегического жанра. К слову, во времена Xbox360 игра даже была добавлена в аркадный раздел Xbox Live.
Повелитель космоса
Теперь же нам стоит поглубже ознакомиться с тактической стороной RTS. И тут из глубин космоса выныривает игра Cytron Masters (1982 — Apple II\Atari). Игра давала возможность встать во главе армии роботов-сайтронов, а от игрока требовалось победить в эдаких космических состязаниях будущего на специальной арене.
Самое лучшее в обоих поджанрах – это почти бесконечные потенциальные возможности. Одну и ту же игру можно проходить сколько угодно раз, играя за разные расы, выбирая другие стратегии и решения.
Поджанры стратегий: на любой вкус
Развитие механик и новые идеи привели к тому, что жанр обзавелся несколькими подкатегориями.
Пошаговые стратегии (Turn-Based Strategy, TBS). Это одни из первых стратегий, которые копировали механики с настольных игр. Ключевая особенность — дискретный, последовательный геймплей, состоящий из ходов. Игрок обычно имеет неограниченное время на свой ход, а противник не может предпринять никаких действий, пока этот ход не закончен. Как шашки и шахматы, такие игры обычно неторопливые, но требуют грамотного планирования действий наперед. Ходы, как правило, совершаются в рамках размеченного поля из четырехугольников или шестиугольников.
Самыми яркими представителями этого жанра можно назвать Heroes of Might and Magic и Sid Meier’s Civilization. Впрочем, методика пошагового ведения боя получила популярность и в смежном жанре тактической RPG, например, в таких проектах как XCOM, Wasteland и других.
Стратегии в реальном времени (real-time strategy, RTS). Этот поджанр появился в попытке сделать геймплей более динамичным, совместив классическую стратегию с элементами экшена. Ключевое отличие — сражения игроков проходят в реальном времени, параллельно,
а не по очереди. Обычно игра сводится к сбору ресурсов, постройке ключевых зданий
и накоплению армии. RTS требуют высокой концентрации и внимательности, поскольку необходимо контролировать не только войска на поле боя, но и следить за развитием базы.
Основоположниками RTS можно считать студию Westwood, которая, используя наработки игры Herzog Zwei, создала знаменитую Dune II. Большинство механик из Дюны стали основополагающими для всего жанра, а студия продолжила развиваться в этом направлении, подарив миру серии Red Alert и Command & Conquer. Конкуренцию этим гигантам с 1994 года составила компания Blizzard, представив миру Warcraft, а в последствие и Starcraft.
Это две основных категории стратегий. Если говорить о делении жанра по способу геймплея,
то выделяют следующие разновидности:
- Тактическая стратегия. Упор делается на тактику, поэтому экономическая составляющая обычно удалена или минимизирована, а количество доступных юнитов ограничено. Все это вынуждает максимально осторожно распоряжаться войсками, продумывая все действия
и изучая специализацию каждой единицы. Представители этого поджанра могут быть как RTS («В тылу врага», Rush for Berlin), так и TBS (XCOM, Into The Breach).
- 4Х-стратегия. Игры, основанные на четырех механиках — исследование, расширение, эксплуатация, уничтожение. Подразумевают исследование и расширение своих территорий с последующим уничтожением врага. От других поджанров обычно отличаются масштабностью — вы управляете государством или целой цивилизацией, а также имеете древо технологий. К главным представителям относится Civilization и Endless Space.
- Глобальные стратегии. Этот поджанр частично перекликается с предыдущим, поэтому может иметь аналогичные механики. Общая черта таких игр — упор на управление каким-либо реально существующим государством или нацией в рамках континента или всей планеты. Упор ведется скорее не на исследование, а на политику и завоевания. Игрок обычно управляет большими группами юнитов — целыми армиями. В эту категорию входят Europa Universalis, Crusader Kings, серия Total War и не только.
Сеттинги в стратегиях
Несмотря на относительно общую формулу геймплея, стратегии могут похвастаться внушительным разнообразием сеттингов. Наибольшей популярностью пользуется Средневековье с его замками и битвами многотысячных армий. В этом сеттинге выполнены десятки стратегий, включая различные части серий Age of Empires, Stronghold и Total War. Игроков они привлекают масштабностью сражений и возможностью построить свою империю.
Не менее популярен сеттинг Второй мировой войны. Игроки могут окунуться в реально проходившие бои и операции — Нормандская высадка, взятие Берлина и многое другое. Поскольку у каждой стороны конфликта была своя техника, то геймплей союзников и страны Оси имеет свои уникальные особенности. Игрокам особенно полюбились серии: Company of Heroes, Hearts of Iron и Блицкриг.
Не пропускают стратегии и научно-фантастический сеттинг. Здесь все игры можно условно разделить дна две группы — ближайшее будущее и далекое будущее. К первой группе относится знаменитая серия Command & Conquer, а также Red Alert, Act of War, Anno 2070. Юниты и здания в таких стратегиях обычно приближены к современным образцам.
Стратегии далекого будущего могут происходить как на другой планете, так и по всему космосу. Здесь можно встретить самые разнообразные технологии и живописные карты. К этой группе относятся такие игры, как StarCraft, Warhammer 40,000: Dawn of War, Stellaris, Endless Space, Halo Wars и другие.
Сеттинг постапокалипсиса частично связан с предыдущим. Ключевое отличие — разрушенный мир в ходе какого-либо катаклизма, поэтому геймплей может быть завязан на выживании. Типичный пример — градостроительный симулятор Frostpunk или ролевая Mutant Year Zero
с элементами пошаговых боев.
В фэнтезийном сеттинге вам доступны вымышленные миры и огромное разнообразие рас.
В таких стратегиях есть место магии и заклинаниям, что привносит в геймплей свою изюминку. Главенствующие позиции занимают знаменитая WarCraft и Heroes of Might and Magic, однако
в этом сеттинге можно найти и смежные стратегические жанры. Например, ролевая Divinity: Original Sin с пошаговыми боями или стильный пиксельный adventure-симулятор с элементами стратегии Kingdom.
Стратегии могут предложить варианты для любых игроков. Если вы любите неторопливый геймплей на несколько часов, то вам идеально подойдут пошаговые игры, в том числе с RPG составляющей. Любителям динамики стоит попробовать RTS — множество юнитов разных специализаций, постоянный контроль и увлекательные бои в мультиплеере.