В игре много мест, на которые можно взобраться и посмотреть на все с высоты В игре много мест, на которые можно взобраться и посмотреть на все с высоты
Обзор The Last of Us 2. Эта игра – причина простить 2020 год
Первая The Last of Us («Одни из нас») разрабатывалась параллельно с Uncharted 3: Drake’s Deception. Вплоть до релиза никто не ожидал, что экспериментальный постапокалиптический экшен затмит флагманскую серию и станет главным успехом Naughty Dog: больше 200 наград «Игра года», место в списках лучших игр десятилетия, более 20 млн проданных копий. При этом история Джоэла и Элли казалась законченной, так что сиквелу предстояло не только удержать планку, но еще и доказать свое право на существование.
Сразу скажу: в этом обзоре не будет сюжетных спойлеров .
The Last of Us Part II – кульминация последнего десятилетия Naughty Dog и даже больше
Оригинальная The Last of Us почти во всем игнорировала развлекательно-блокбастерную формулу Uncharted: в ней не было взрывных экшен-секций, безостановочных перестрелок и паркура как такового. Только стелс, неловкая стрельба, поиск ресурсов и мощный сценарий. Игра, напротив, повлияла на будущую Uncharted 4: A Thief’s End, которая стала самой приземленной частью серии и отказалась от мистики в сюжете в пользу человеческой драмы.
И вот уже The Last of Us Part II (в России перевели как «Одни из нас: Часть II») сочетает лучшие черты финального приключения Нейтана Дрейка с собственными сурвайвал-хоррор элементами. Получился настолько же амбициозный сплав, насколько и органичный. Доказательство умения студии использовать весь накопленный опыт и при этом не лишать новые игры уникальности.
TLOU 2 сносит крышу уже одним масштабом – прохождение первой части в среднем занимает 14 часов, а на сиквел я потратил аж 28 . Это, кажется, самая длинная сюжетная игра современности: не RPG, не песочница в открытом мире, а линейное приключение с зашкаливающей дороговизной всего вокруг. Прохождение при этом пролетает все так же незаметно, потому что игра напичкана событиями, механиками и геймплейными ситуациями. Ее невозможно назвать нудной или растянутой: темп выстроен так, что спокойные моменты и сражения сменяют друг друга ровно тогда, когда это требуется.
И чтобы все это увидеть, не нужно рыть игру носом, разыскивая каждую записку — все что нужно для понимания происходящего игра дает и при более быстром и прямолинейном прохождении. Страшно представить, сколько Дракманн сидел над текстами для игры, и сколько летучек он провел с командой, чтобы все это сплести.
Без спойлеров
После финала The Last of Us прошло несколько лет. Элли и Джоэл осели в округе Джексон, где несколько сотен жителей организовали поселение. Тут есть электричество, работают бары и школы. Это выглядит полноценной попыткой вернуть потерянное из-за вируса общество. Жизнь идет полным ходом и это хорошо заметно, если остановиться на минутку и послушать разговоры. Дети играют в снежки, мужчина учит своего ребенка ходить, а трио в углу обсуждает вчерашнюю вечеринку. Кто-то охотится и добывает пропитание, кто-то поддерживает работу плотины, другие ходят в дозоры, убивают зараженных, но все вместе они пытаются вернуть жизнь в нормальное русло, насколько это возможно. Привычную жизнь меняет кое-что ужасное.
Главными темами игры стали месть и ненависть, они пронизывают повествование через несколько сезонов, локаций и длинную дорогу, залитую человеческой кровью. Как и в первой части, равнодушно смотреть финальные титры не получится. Только на этот раз Naughty Dog показала действительно взрослую игру, с серьезными внутренними и межличностными конфликтами, самоуничтожением и попытками обрести себя. Она наполнена злобой, бессилием, искуплением, яростью и еще десятком эмоций.
Давайте на этом я остановлюсь, и не буду больше возвращаться к сюжету. Скажу лишь, что у Нила Дракманна и Хейли Гросс получилось создать цельную драму, в которой человек встает на путь разрушения, и ни к чему хорошему это не приводит. Она способна удивить, повергнуть в шок и уж точно покажет милую девочку со шрамом на правой брови, которую мы когда-то знали, с совершенно новой стороны. Могу лишь сказать, что мне было неуютно.
The Last of Us Part II немного долго разгоняется, сюжет «провисает» после яркого вступления, но потом выравнивается и засасывает в пучину. Тайтл ловко жонглирует жанрами: хоррор, психологическая драма, мелодрама и конечно же остросюжетный боевик. Это все еще сюжетная игра, сфокусированная на последствиях событий, которые начались в 2013 году, когда Джоэл согласился отвести Элли к “Цикадам”.
Путешествие Элли — долгая дорога к эмоционально мощному финалу. Ее путь пересечется с воюющими в Сиэтле фракциями: Вашингтонским освободительным фронтом (WLF или волки) и Серафитами (шрамами). На пути будут толпы зараженных, большие локации, узкие коридоры, открытые пространства и постоянная опасность. Но все это будет уходить на второй план из-за цели, которую преследует героиня.
Бойтесь спойлеров и лживых спойлеров, которые неправильно толкуют события. Дотерпите и переживите это самостоятельно.
“Мы перестали видеть свет”
Эти слова произносит один из персонажей ближе в финалу игры. Фраза простым языком характеризует общее настроение The Last of Us Part II. Его видно в локациях, по которым нас ведет сюжет, в мелких деталях, в историях и разговорах. Даже в освещении и регулярном дожде. Если первая часть дарила надежду и несла в себе что-то светлое от начала и до конца, то сиквел за исключением редких моментов целиком погружен во тьму.
Полностью осознаешь это после знакомства с судьбами случайных людей. Их можно узнать из записок, разбросанных по локациям, из разговоров NPC. Жестокость и ненависть отчетливо видна в противостоянии «волков» и шрамов, особенно, когда сталкиваешься с ними лицом к лицу или видишь их зверства. Только теперь на экране нет контраста, который был между дуэтом главных героев в оригинале — сиквел изредка намекает на что-то хорошее, но тут же топит лучи надежды в крови очередного врага. Потому что в этом мире больше нет света, а Элли сама от него отказалась, встав на путь мести.
Она такая же «темная», как и люди, что попадаются на пути. Девушкой движет ненависть, а чужая человеческая жизнь утратила какую-либо ценность. Тот злой голос из финальных секунд трейлера с гитарой, опубликованный четыре года назад, хорошо передал настроение, с которым мы будем идти по сюжету.
Разработчики сделали все, чтобы передать эти ощущения. Напряженная музыка, стоны врагов, оторванные конечности, отчаянные крики в момент смерти напарников, брызги крови от попаданий, выпущенные наружу внутренности. Naughty Dog без стеснения показала, как режут глотки, вспарывают животы, пытают и убивают всех, кто появляется на экране.
Спутником Элли в этой истории стала госпожа смерть. Повзрослевшая героиня без сожалений оставит за своей спиной надвое разорванного гранатой человека, убьет случайного солдата, вставшего на дороге к следующей цели, и эффектно вгонит молоток в череп противнику, молящему о пощаде. Добивания, добавленные для последнего живого врага на локации, будут зрелищными, но одновременно отвратительными и подчеркивающими жестокость.
Нужную или ненужную — решать вам.
У The Last of Us 2 есть шанс быть хорошей сюжетной игрой, если вы не задумываетесь о структурной и сюжетной целостности, о мотивациях и логике. Если вы смотрите очередных полупустых “Трансформеров” или “Форсаж-85” и говорите, что это окей. Я вас не осуждаю, я вам завидую, и вам The Last of Us 2 понравится.
Жестокость порождает еще большую жестокость
Ну а теперь вернемся к самой игре. С момента событий первой части прошло около пяти лет. Элли уже 19, она заметно повзрослела и даже успела влюбиться в девушку. Да-да, вы все правильно прочитали. На самом деле игра не пытается что-то пропагандировать или навязывать, а поэтому любые подобные вещи в ней воспринимаются абсолютно нормально.
Элли в Джексоне Элли в Джексоне
Героиня живет в небольшом городке под названием Джексон. Это спокойное место, которое стало убежищем для всех, кто хотел вернуть себе подобие прежней жизни, с праздниками, любовью и улыбками на лицах детей. Все, о чем беспокоится героиня — ничто по сравнению с тем, что пришлось ей пережить в прошлом. Однако спокойную жизнь внезапно прерывает одно очень неприятное событие (мы не будем говорить, какое именно, потому что это спойлер), из-за чего Элли выходит на тропу мести и после этого, собственно, начинается самое интересное.
Мимика лиц в игре очень проработанная Мимика лиц в игре очень проработанная
Дальше рассказывать о сюжете мы не будем, чтобы не спойлерить и не испортить никому впечатлений. Хочется лишь немного остановиться на раскрытии Элли как персонажа. Naughty Dog удалось превосходно показать, как жестокость порождает еще большую жестокость, как девочка, увлекающаяся комиксами и космосом, становится убийцей, которой движет только одно — чувство мести.
Бой со Шрамом Бой со Шрамом
Благодаря появляющимся играбельным флешбэкам повествование глубоко погружает в личность каждого персонажа. Дает понять, почему тот или иной поступок, поначалу казавшийся безрассудным, на самом деле вполне предсказуем и объясним. В мире The Last of Us: Part 2 нет просто плохого и хорошего. Это игра про тьму и свет, которые есть абсолютно в каждом из нас. Игра про то, на что готов пойти человек ради любви и ненависти. Эмоции и впечатления, которые возникают при прохождении, сложно описать словами, но если сравнивать сиквел с оригиналом в этой конкретной части, то игра 2020 года поднялась сразу на несколько ступеней вверх.
Стрельба, которая не оставляет равнодушным
Однако превосходный сюжет с интересными персонажами и просто нереальным уровнем драмы, это лишь одна половина того, почему TLOU 2 можно смело назвать шедевром и одной из лучших игр этого поколения. Вторая половина — геймплей. Naughty Dog всегда славилась тем, что делает игровой процесс в играх максимально проработанным. Новая игра в этом плане не стала исключением. Напротив, там где оригинал мог проседать, сиквел показывает абсолютно другой результат.
В игре можно передвигаться на лодке В игре можно передвигаться на лодке
Отличным примером будут перестрелки. Это тот редкий случай, когда стрельба сделана настолько реалистично, что в первые часы наблюдаешь за происходящим с отвисшей от удивления челюстью. Все дополнено умеренным уровнем расчлененки и кровью. Стрельнул из винтовки врагу в руку и видишь, как она отлетает на метр от него, а сам бедолага корчится от боли, быстро истекая кровью. К тому же в таких вот моментах просто уйма разных анимаций, из-за чего все это не надоедает даже в финальной части прохождения.
Разработчики отлично смогли передать ощущения от стрельбы из разных видов оружия. К примеру, дробовик или снайперская винтовка здесь чувствуются как нечто очень тяжелое, но способное раздробить голову врага на мелкие кусочки. В свою очередь, стрельба из лука наоборот дарит совершенно другие впечатления. И все это актуально для каждого вида оружия, как огнестрельного, так и холодного, о котором хотелось бы рассказать поподробнее.
Врагов можно использовать как живой щит Врагов можно использовать как живой щит
Оружие ближнего боя делится на различные палки, топоры, молотки, мачете и т.п. У каждого вида есть свой уровень прочности, от чего зависит количество ударов по противнику прежде чем оружие сломается. Кроме того, в игре реализовали множество анимаций ударов в ближнем бою. Одним только топором можно убить врага несколькими способами, зависящими от того, чем вооружен противник и с какой позиции наносится удар. Если в большинстве игр, где ближний бой сделан в качестве второстепенной механики, этот элемент геймплея сильно проседает, в TLOU 2 он не контрастирует на фоне других качественно реализованных вещей.
При желании на врагов можно натравить зараженных При желании на врагов можно натравить зараженных
Игра также дополнена крафтом вспомогательных предметов (коктейль Молотова, аптечка, мины, стрелы, глушитель и т.п.), прокачкой навыков и апгрейдом оружия. Крафт производится в любом месте и требует определенного количества ресурсов, которые можно найти во время исследования заброшенных домов. Прокачка навыков делится на несколько категорий, включая Выживание, Изготовление, Скрытность, Точность и Взрывчатка. От выбранных навыков зависит то, какой стиль геймплея подходит игроку для прохождения.