Все представленные в геймплейных роликах герои на месте, но играть за них пока нельзя – только встретить в качестве спутников. В редакторе есть кнопки с их именами, но в раннем доступе они пока неактивны. Так что путешествовать придется за самостоятельно созданного персонажа, что наверняка порадует истинных ценителей жанра.
Baldur’s Gate 3: Превью по ранней версии
Хорошие RPG сейчас на вес золота, поэтому игровое сообщество пристально следило за разработкой Baldur’s Gate III. Каждая новость вызывала волны обсуждений. Кому-то казалось, что Larian Studios, ранее выпустившая Divinity: Original Sin I и II, испортит классическую серию игр, внедрив пошаговый режим, а кто-то предвкушал нелинейную, масштабную RPG с проработанными персонажами, важными дилеммами и последствиями.
И вот первый акт в раннем доступе. С одной стороны, игроки могут насладиться частью контента уже сейчас, с другой – вынуждены терпеть все «прелести» незавершённого проекта. Мы поиграли и теперь можем ответить на важный вопрос: покупать Baldur’s Gate III сейчас или лучше подождать выхода?
Продолжение Baldur’s Gate II?
Если вы только знакомитесь с этой серией игр, нужно знать, что они базируются на Dungeon & Dragons. Для D&D было придумано несколько сеттингов, но Forgotten Realms (Забытые Королевства), где и происходят события Baldur’s Gate, – самый известный игровой мир.
Две предыдущие части составляли одну кампанию и рассказывали историю детей Баала. Многие поклонники классических Baldur’s Gate надеялись, что Larian сконцентрируется на дальнейших приключениях наследника бога убийств, но студия смотрит на сеттинг совсем под другим углом. Действие игры разворачивается в городе, который находится в нескольких милях от Врат Балдура, главный герой пока неизвестный миру приключенец, а антагонистами на этот раз стали иллитиды, загадочная инопланетная раса.
В 2019-м для настольной игры вышел модуль Baldur’s Gate: Descent into Avernus, который можно считать приквелом к третьей части. В нём герои путешествуют сквозь Баатор (местный ад), а сам Авернус (первый уровень плана) ещё не раз будет упоминаться в «тройке».
Baldur’s Gate III не продолжает предыдущие части, а рассказывает совершенно новую историю, и это привлекает игроков, незнакомых с Забытыми Королевствами.
Вступительный ролик вышел уже давно, поэтому масштабное нападение иллитидов на Врата Балдура ни для кого не стало сюрпризом. Когда-то могущественная раса псионических существ была практически уничтожена их бывшими рабами – гитьянки, и свежевателям разума долгое время пришлось скрываться в Подземье.
В Baldur’s Gate III иллитиды наконец-то вышли из тени и начали похищать существ, чтобы восполнить свою численность. Так как они гермафродиты, которые размножаются с помощью личинок (паразитируют в мозгу жертвы, что служит инкубатором для новой особи), свежевателям разума нужен живой материал. В ходе атаки на Врата Балдура они телепортировали на свой корабль множество существ, в том числе главного героя.
Личинки выглядят мерзко, но, так как иллитиды – псионики и всячески подталкивают к принятию паразита… Какая прелесть!
Процесс превращения в иллитида занимает около недели, поэтому весь сюжет первого акта сосредоточен на поиске целителя. Встреченные на дороге странствий герои тоже были заражены, и у бедолаг есть какой-никакой стимул работать вместе, невзирая на взаимную неприязнь и постоянные конфликты интересов. На этой пессимистичной ноте и начинается приключение в мире Забытых Королевств.
В основе данной RPG лежит пятая редакция настольной игры Dungeons&Dragons. Baldurꞌs Gate III– не прямое продолжение старых игр, а самостоятельная история, разворачивающаяся в том же сеттинге. События третьей части будут развиваться спустя столетие со времен оригинальной игры, выпущенной в 1998 году.
Фанаты D&D оценят
Ранее мы уже пытались разобраться в духовной наследнице Divinity: Original Sin. За два года разработчики из небольшой французской студии Tactical Adventures попытались разнообразить игровой мир и расширить геймплейные возможности своего дебютного проекта. Удалось явно не всё, но прогресс заметен.
В лучших традициях настолки Dungeons and Dragons нас плавно вводят в сюжет, а не сходу же закидывают в самый эпицентр какой-нибудь битвы. Прежде, чем отправиться в долгое странствие, все члены отряда обязательно должны познакомиться, поэтому за кружкой эля они рассказывают друг другу байки. После вступления и небольшого ознакомления с основными механиками, игрока отправляют на первое задание, в котором предстоит столкнуться со злобными рептилоидами Сораками. Выполнили поставленную задачу, выбрались со вражеской территории — и снова вернулись в первоначальный город для получения другой миссии. Так и проходят будни искателей приключений.
Такое классическое «настольное» повествование хорошо знакомо любому D&D-геймеру. Но в этом и кроется одна из главных проблем проекта: в игре мало нового, всё идёт по отработанной схеме. А после ознакомления с ранним доступом Baldur’s Gate 3 проект и вовсе может показаться вторичным.
А ещё графика абсолютно не дотягивает до современного уровня. Несмотря на неплохую детализацию объектов и красивые заклинания и способности героев, их внешний вид и лицевая анимация выглядят неестественно. Да и любоваться окружением совершенно не хочется.
Выучить гоблинский
С другой стороны разработчики смогли сохранить и перенести ключевые особенности настолки, в точности передать множество знакомых механик. Так, игроку предлагается окунуться в детальную кастомизацию персонажа. Всего доступно шесть классов: разрешается настроить не только внешность героя, но и его кредо или знание языков. Например, выбрав гоблинский язык, персонаж с легкость сможет понимать, о чём болтают эти существа во время сражения. Постоянной надобности в этом нет, но момент любопытный.
Такой подход позволяет подготовить наилучшую комбинацию персонажей для выживаемости отряда. Для ленивых заготовлено несколько стандартных вариаций, которые в некоторых аспектах не отличаются уникальностью, однако с самого начала способны успешно взаимодействовать друг с другом. Управлять приходится сразу всем отрядом, поэтому не обязательно выделять своих любимчиков. Основной подход заключается в правильной коллаборации плюсов и минусов команды. Лучше собрать разномастных героев, чтобы иметь большую вариативность в бою и диалогах. Одна из отличительных фич игры как раз в возможности отвечать любым персонажем во время диалога. В большинстве случаев это ни на что не влияет, но почему бы и нет.
Такое классическое «настольное» повествование хорошо знакомо любому D&D-геймеру. Но в этом и кроется одна из главных проблем проекта: в игре мало нового, всё идёт по отработанной схеме. А после ознакомления с ранним доступом Baldur’s Gate 3 проект и вовсе может показаться вторичным.
Ролевая система
Все представленные в геймплейных роликах герои на месте, но играть за них пока нельзя – только встретить в качестве спутников. В редакторе есть кнопки с их именами, но в раннем доступе они пока неактивны. Так что путешествовать придется за самостоятельно созданного персонажа, что наверняка порадует истинных ценителей жанра.
Ролевая система игры основана на самой свежей, пятой редакции Dungeons & Dragons. Будьте готовы немного напрячь извилины – несмотря на все обещания разработчиков усидеть на двух стульях, угодив как хардкорным ролевикам, так и тем, кому не особенно интересно копаться в создании персонажа, баланс все же слегка сдвинут в сторону первых. Даже мне с моим более чем 20-летним опытом в D&D-шных CRPG пришлось потратить немало времени, чтобы с ней разобраться, а человек неподготовленный может быть немного шокирован.
В раннем доступе игроку доступно 8 рас и 6 классов. В плане рас из стандартного набора D&D на данный момент исключены гномы (которые Gnome – здесь это отличная от Dwarf’ов раса) и полуорки, зато появились гитьянки и тифлинги. На самом деле рас даже 7 – темные эльфы дроу здесь почему-то выведены в отдельную расу, хотя по факту являются подрасой эльфов. Притом, что дроу-полукровки, как и положено, принадлежат к полуэльфам. Но как бы то ни было, за нормальных играбельных дроу стоит сказать разработчикам большое человеческое (или темноэльфийское) спасибо.
С классами, особенно после их изобилия в Neverwinter Nights (помните такую?), все довольно скудно. Можно выбрать между воином, следопытом, плутом, жрецом, волшебником и колдуном. Любимые многими паладины, барды и друиды в ранний билд пока не вошли. Мультикласс в раннем доступе тоже пока не реализован (да и какой мультикласс с левелкапом 4?), а вот подклассы-специализации уже есть, так что определенная гибкость и разнообразие присутствуют.
Война и мир
С самых первых геймплейных роликов Baldur’s Gate 3 у меня возникло опасение, что игра будет слишком похожей на последние части серии Divinity. Помимо общего движка в глаза бросались идентичные элементы интерфейса и чисто «лариановский» подход к взаимодействию с окружением.
Что ж, к счастью, это оказалось не так. Если отвлеченно разобрать все по составляющим, то третья Baldur’s Gate на первый взгляд кажется эдаким гибридом Original Sin и Dragon Age, но за счет новой боевой системы и действительно старательной реализации «настольности» остается достаточно самобытной, хотя для так называемой «современной аудитории» может показаться сложноватой.
Боевка не похожа ни на «реальное время с паузой» первых частей, ни на пошаговые сражения с очками действий из Divinity, и напоминает скорее слегка модифицированную систему современных пошаговых стратегий в стиле «N действий за ход». На каждом ходу, последовательность которых устанавливается броском инициативы и отображается в виде идущих друг за другом портретов, нам доступны передвижения в пределах заданной дистанции, одно действие и одно бонусное действие.
Действие можно потратить, например, на атаку, использование заклинания или применение расходуемого предмета. Есть и особые действия – например, оглушить противника, оттолкнуть его, окунуть оружие в огонь или кислоту, чтобы оно стало наносить соответствующий урон, спрятаться, совершить прыжок или рывок – возможности просто безграничны.
Передвижения и действия можно чередовать в произвольном порядке (прошел всю дистанцию и ударил, отбежал максимально далеко и скрылся, подбежал-ударил-отбежал). Непривычно, но очень интересно. Обещанная возможность перейти в пошаговый режим в любой произвольный момент времени (необязательно в бою) также реализована, хотя серьезного применения я ей и не нашел.
Конечно, местами привычки Larian проявляются довольно сильно – все эти броски бутылок с маслом с последующим поджогом, перетаскивания бочек на распыляющие газ ловушки, огромное множество боеприпасов с разнообразным стихийным уроном, да и просто прямо позаимствованная механика «алтарей странствий» весьма красноречиво напоминают о предыдущем хите студии. Но на мой личный взгляд разработчикам все же удалось превзойти свое предыдущее творчество.
Что касается небоевых взаимодействий, то все обещанное на презентациях по крайней мере попытались реализовать, и довольно неплохо. Здесь и насыщенные различными проверками с бросками кубиков диалоги, и бОльшая «вертикальность» пространства, и куча разных способов достичь нужных целей. Присутствует и система отношений со спутниками, а также связанные с ними квесты и задушевные разговоры в лагере – как было в первой Dragon Age. Вместе с подходом Larian к написанию сценария это дает совершенно невероятные результаты.
Сообщество, на самом деле, очень благодарно за эти плюшки, просто на данный момент, пока идет ознакомление с игрой, игроки создают более приземленные образы своих персонажей.
На что похож первый акт?
Оригинальные Baldur’s Gate не начали катиться до тех пор, пока не прошли обучение, но Baldur’s Gate 3 полностью раскрывает газ сразу после прыжка. Релиз в раннем доступе включает в себя стартовое подземелье для исследования (удобно расположенное почти в непосредственной близости от вашего разбитого наутилоида) и довольно сложный квест, включающий в себя беспорядочную рощу друидов и обширный лагерь гоблинов, который, по крайней мере, косвенно связан с ключевой проблемой вашего персонажа: пожиратель разума в их голове.
Это демонстрация всех основных систем игры: там много сражений, естественно, но у вас также будет много возможностей прокрасться в тени, споткнуться и обезвредить ловушки, устроить засаду на ничего не подозревающих противников и поговорить с ними. неприятностей больше, чем вы могли ожидать. Сюда входят как враги, так и члены вашей группы, с которыми вы будете болтать в дороге и, более подробно, в лагере — отличное место, чтобы подружиться, оттолкнуть незнакомцев, и, если вы не будете осторожны, придется примите участие в одном-двух прискорбных убийствах, когда разногласия выходят из-под контроля.
Может ли это испортить большую часть истории?
(Изображение предоставлено Ларианом)
В выпуске в раннем доступе много чего происходит, но с точки зрения всеобъемлющей истории в нем нет ничего, что выходило бы за рамки того, что уже известно: у вас и ваших новых друзей-приключенцев в головах головастики-иллитиды, и вам нужно избавиться от них раньше чем ваши лица взрываются массой извивающихся щупалец и псионической злобой. Город Baldur’s Gate, который, как я предполагаю, станет жемчужиной игры, также недоступен на данный момент, поэтому вы можете исследовать сельскую местность, не беспокоясь о том, чтобы преподнести большой сюрприз.
В процессе обращения главный герой учится контролировать разум существ. Бросок кубика формальный – для успеха достаточно единички. Голос рассказчика то и дело намекает, что последствия будут необратимыми…
Театр разума
Если судить по цифрам (количеству боёв, NPC, квестов), первый акт Baldur’s Gate 3 в несколько раз больше аналогичного отрезка Divinity: Original Sin 2, но по ощущениям он не так богат на события. Конечно, до релиза многое может поменяться, однако сейчас похоже, что разработчики сделали акцент на качество вместо количества. И это ни разу не плохо: исследовать мир здесь всё так же увлекательно, как в других играх Larian Studios. Локации, ценные находки и другие секреты спрятаны хитро, но в то же время на виду — их не сложно найти, если захотеть, и при этом нет чувства, что тебя ведут за ручку. Авторы уважают и поощряют любопытство игрока, причём необязательно только лутом.
Лично я переживал, что персонажи и диалоги просто не дотянут до того же уровня качества, на котором находится дизайн мира и квестов. Несмотря на космических кальмаров и другие чудеса природы, Baldur’s Gate — более традиционное и тяжёлое фэнтези, чем Original Sin. Сценаристы студии играючи пишут комедию в духе Пратчетта, однако здесь нужен совсем иной подход к литературному стилю, подаче, такту и сотне прочих нюансов.
К счастью, опасения были напрасны. Тон нарратива выдержан превосходно: история не перебарщивает с юмором, но и не давит на игрока непроглядным мраком. Она всегда знает, как создать по-настоящему напряжённую ситуацию и как умело разрядить её — шуткой, колкостью или просто сменой обстановки. Что ещё важнее, диалоги заставляют мир игры выглядеть по-настоящему большим и полным жизни. Добравшись до рощи друидов, я потратил где-то сорок минут, просто общаясь с тифлингами, укрывшимися там от гоблинов. Каждому было, что рассказать, пускай иногда и парой слов: кто-то хвастался, что во Вратах Балдура его ждёт практика у могущественного волшебника, другие оплакивали погибших. Влюбленная парочка обсуждала, куда можно сходить развеяться, когда они будут в безопасности. Я посоветовал им один паб, и девушка пообещала угостить меня пивом при встрече — не удивлюсь, если в релизной версии всё так и будет. В первом акте множество подобных деталей, и именно благодаря им создаётся чувство, что окружающий мир и персонажи написаны настоящим, любящим своё дело мастером.
Без шуток, по качеству моделей и лицевых анимаций персонажей Baldur’s Gate 3 стоит на порядок выше многих современных ААА-проектов, прямо на краю «зловещей долины»
Но особенно хорошо авторам удались сопартийцы. Сейчас в игре доступны пять спутников; все пятеро получились крайне своеобразными и не всегда приятными личностями. Например, Лаэзель, будучи гитьянки, ужасно высокомерна и хладнокровна, а манерный эльф Астарион, как и подобает дворянам, до тошноты эпатажен. Уже сейчас заметно, что разработчики основательно поработали над личными историями и характерами героев, но они вовсе не торопятся раскрывать душу каждому встречному. В партии царит редкое по меркам жанра недоверие — у всех персонажей есть весомые причины скрывать друг от друга информацию. Группу объединяет лишь желание выжить, и многие готовы, если придётся, вцепиться в глотки вчерашним товарищам, — в этих условиях дружбу, или хотя бы человеческое отношение, нужно заслужить. Подобная динамика в партийной RPG воспринимается довольно свежо, и даже в первом акте наблюдать за развитием персонажей было увлекательно. Они ведут себя как загнанные люди с десятком скелетов в шкафу, а не герои фэнтези. Потому и сопереживаешь им больше.
Подземелья, драконы и бочки
Наконец, главный вопрос — что там с геймплеем. Если вы всерьёз волновались, что Baldur’s Gate 3 будет копией Original Sin, то зря: о предыдущих играх Larian Studios тут напоминают только некоторые базовые механики и интерактивность окружения. Всё остальное работает по правилам пятой редакции Dungeons & Dragons, которые серьёзно отличаются от второй, послужившей базой для прошлых Baldur’s Gate. Если вы знакомы с системой, то скажу лишь, что разработчики постарались адаптировать её под формат видеоигры с удобством для пользователя. Некоторые решения однозначно упрощают жизнь — кому-то покажется, что даже слишком. Подготовленные заклинания можно сменить в любой момент, а маги могут моментально скопировать свиток в свою книгу, просто заплатив деньги. Другие же изменения смотрятся странно — сделать быстрый отдых, например, можно лишь один раз в сутки. Есть и другие противоречивые мелочи, но, уверен, за период раннего доступа их ещё тысячу раз успеют привести в надлежащий вид.
Освещение играет важную роль, особенно для тех, кто не умеет от природы видеть в темноте. Заклинателям и стрелкам нужно видеть цель, а при плохом освещении это непросто. Так что у факелов и других спецэффектов есть геймплейное предназначение
Ролевая система D&D 5e элегантна, но достаточно закрыта. Опять же, сейчас в Baldur’s Gate 3 доступна лишь малая часть контента настольной RPG, но этого уже хватает, чтобы оценить, как всё будет работать. Здесь, в отличие от Original Sin, не получится создать персонажа-универсала: доступные разным классам навыки и заклинания строго ограничены. При желании можно вкачаться сразу в несколько классов, чтобы расширить свой арсенал, но, во-первых, это затратно, а во-вторых, эта опция появится только в релизной версии игры. Так что развивать персонажа нужно с умом: даже вложив одно лишнее очко в выносливость, вы уже резко повысите свои шансы на выживание. Это ещё не говоря о перках и выборе специализаций.
В игре уже сейчас полно заклинаний на любой случай жизни, а в полноценной версии арсенал будет во много раз шире. Правда, особого применения для «мирных» фокусов, вроде тавматургии или магической руки, я пока не нашёл
Эти нюансы также накладывают отпечаток на тактику в сражениях: в Baldur’s Gate 3 работает принцип «экономики действий» из настольной D&D. Грубо говоря, в свой ход (да, бои пошаговые, без тактической паузы) персонажи могут выполнить всего несколько действий: передвинуться, атаковать или использовать заклинание, выпить целебное зелье. Одно и то же действие в большинстве случаев нельзя выполнить дважды за один ход. А заклинания ограничены количеством слотов, которые восстанавливаются только при отдыхе, — каждый на вес золота.
Именно это и делает Baldur’s Gate 3 самостоятельной игрой, а не производной от Original Sin. У вас мало ресурсов, поэтому распоряжаться ими нужно расчётливо, особенно на ранних уровнях, когда один удачный ход может решить исход битвы. Здоровья всегда немного, а способов восстановить его, — ещё меньше. Жрец, конечно, может тратить свои слоты на «лечилки», но тогда ему будет нечем атаковать, а магия здесь порой в разы эффективнее клинков. В случае чего есть зелья, но они стоят денег, — окупится ли риск? Думать нужно на несколько ходов вперёд, а проклятый двадцатигранный кубик частенько вносит свои коррективы. Вы запросто можете четыре раза подряд промахнуться мощнейшим заклинанием, и с этим ничего не поделать. Придётся сделать глубокий вдох и думать, как выкрутиться из ситуации.
Любой мастер давно бы нашёл способ осадить такой отыгрыш, поэтому возникает резонный вопрос: есть ли в ранней версии Baldur’s Gate III карающая рука закона? Ну… нет.
Исправления и недочеты
Поклонники серии Baldurꞌs Gate с напряжением вспоминают все эти математические расчеты и несовпадения. Раньше нужно было просчитывать на несколько ходов вперед, причем, без погрешностей на способности врага и возможности проиграть все заново. Также было немного непонятно, почему класс брони 1 лучше, чем 3.
В пятой редакции D&D эти недочеты были исправлены. Больше не нужно производить непонятные расчеты, потому что управление стало более интуитивным и понятным не только фанатам серии, но и профанам в жанре CRPG.
Многие отмечают, что не только игровой процесс, но и фирменный почерк Дивинити ощущается здесь. Об этом говорит Ларианская механика боя, которая отличается от Первородного Греха лишь тем, что во Вратах Балдура геймплей завязан на бросании кубика.
Единственное, что может привести в замешательство — это цена за игру раннего доступа. Редко так получается, что издатель сразу же объявляет цену за сырой продукт. Смело и, одновременно, рискованно делать такой шаг. Смело, потому что поклонники творчества Ларианов с радостью накинутся на новый проект студии. А рискованно в том случае, если истинные фанаты невзлюбят данный тайтл. Но выбор, как всегда, только за игроком.
Подведение итогов
Лично мне игра понравилась во многих аспектах, хоть и являюсь профаном в этом жанре. Немного непривычно, что твоя атака или ответ в диалогах может зависеть от того, какое число выдаст кубик на этот раз. Сразу скажу, что свободолюбивым геймерам, привыкшим к стандартной свободе действия, будет сложно привыкнуть к новой обстановке. И сейчас пришло время для первичной оценки проекта.