После выхода третьей части, иногда казалось, что серия обречена на деградацию и забвение. Тревожные новости о качестве другого ремастера Blizzard, невнятная мобильная Immortal, отсутствие развития Diablo III и множество других проблем. И всё же, пока свет архангела надежды освещает этот мир, не всё потеряно.
Я не олдфаг, но это лучшая RPG в истории. Обзор Diablo 2: Resurrected
Можно смело заявить, что Diablo 2 во многом повлияла на современные ролевые игры, которые были основаны на её механиках, особенностях геймплея и даже сюжете. Уже тогда, в 2000-м, в Blizzard знали, как делать действительно классные истории, как увлекать аудиторию и дарить сотни часов приятного гринда. Конечно, с тех пор утекло много воды, аудитория под натиском DLC, платного контента и королевских битв сильно изменила свои предпочтения, да и сам рынок видеоигр изменился чуть меньше, чем полностью, но Diablo 2 от этого хуже не стала. Более того, через двадцать с хвостиком лет Blizzard решила обновить одну из своих лучших игр — об этом мы сегодня и поговорим.
Оскароносный сюжет (осторожно — спойлеры)
Сюжетная линия Diablo 2, которая начинается сразу после сражения Айдена и Диабло в первой части, невероятно интересная, сложная и увлекательная — сейчас, как говорится, такого уже не делают. Повествование разделено на предысторию, четыре акта основной сюжетной линии и историю из расширения Diablo II: Lord of Destruction, что в общем даёт игроку возможность с головой погрузиться в противостояние сил зла и добра вымышленного мира. Особенно мне понравилось то, как сценаристы двадцать лет назад решили водрузить на плечи хилого старика-наркомана невероятно важную миссию, с которой он никак не мог справиться.
Кто в Blizzard точно работал, так это художники. Мариус в кат-сценах выглядит почти как реальный человек
Речь про задание от Архангела Тираэля — он, проиграв битву Тёмному Страннику и Баалу именно благодаря старику Мариусу, даёт последнему наставление отправиться за злодеями, подождать, пока они откроют портал в Ад, а потом спуститься туда и разбить украденный осколок камня души Баала на Наковальне Уничтожения. Лично мне не совсем понятно, как Архангел, видя перед собой дрожащего старика, мог поручить ему настолько сложное задание (хотя, конечно, выбора у него не было). Мариус, конечно же, в Ад спускаться не горит желанием — вместо этого он попадает в психушку, где к нему в палату в четвёртом акте приходит некий странник под видом Тираэля и обещает всё простить взамен на осколок камня души. На деле странником оказывается сам Баал, который воссоединил свою душу и восстановил могущество, а затем отправился к горе Арреат, чтобы осквернить Камень Мироздания, что ему благополучно удаётся.
Повествование устроено таким образом, что мы видим историю Тёмного Странника, который позже превратится в Диабло, как бы со стороны — пока Мариус бегал хвостиком за самим Злом, игрок подчищает за ним локацию за локацией, в итоге сам спускается в Ад, уничтожает там Диабло и Мефисто, заключает их души в камни и благополучно уничтожает на Наковальне, а затем настигает Баала, убивая и его. Впрочем, это ещё и не концовка — завершение истории мягко подталкивает нас к третьей части, которая сюжетно напрямую связана с Diablo 2.
В каждом акте по 6 глобальных заданий и несколько необязательных квестов. После этих цепочек следует сражение с боссом. Не советую пропускать необязательные миссии, поскольку в них можно получить ценный лут, будь то одежда, оружие или другие «обвесы» (кольца, редкие камни для встраивания в шмот или амулеты).
Миллиард кликов назад
Сомневаюсь, что этот материал могут читать люди, незнакомые с Diablo II: икона жанра action-RPG, как-никак. Парадокс в том, что никакого экшена и почти никакой ролевой составляющей, кроме прокачки, здесь нет. Это не Bloodborne и тем более не The Witcher 3 — не ждите ни боевой акробатики, ни моральных дилемм, ни вариативных диалогов. Что уж там, здесь даже за квесты опыта не дают: почти всё развитие — только через истребление бесчисленного количества врагов. Кликнул мышкой по монстру — получил труп, кликнул по второму — ещё труп. Зажал клавишу — получил десять трупов.
Весело? Ещё как! Тупо? Конечно, особенно в сравнении с чем-то вроде Planescape: Torment. Однако считать Diablo II примитивной однокнопочной забавой как минимум неправильно. Потому что тактическое мышление, ловкость рук и вообще скилл здесь значат не меньше, чем в CS: GO, World of Warcraft или Dota 2. А может, и побольше. Собственно говоря, именно поэтому сетевые баталии в оригинальной Diablo II живы и по сей день — даже после выхода Diablo III и огромного количества клонов. И вряд ли они прекратятся в ближайшие годы. Икона, говорю же.
Переключение между обновлённым и классическим режимами происходит мгновенно, по нажатию одной кнопки, как в Full Throttle Remastered
В игре до сих пор есть драйв, стиль, отточенный годами баланс… Единственное, что может всерьёз оттолкнуть новичка (да и старичка) от Diablo II, — архаичная внешность. Графика и в своё время звёзд с неба не хватала, а по сегодняшним меркам вообще страшна, как Дуриэль, Владыка Боли, без макияжа. В ремастере Blizzard решила в первую очередь исправить именно это недостаток — как по мне, вполне разумно, ведь всё остальное-то здесь и так работает. В результате у них получилась та же самая Lord of Destruction, которая пару десятков лет назад заставляла меня прогуливать школу. Никаких новых героев, локаций, предметов или сюжетных поворотов: Resurrected — это не ремейк, а исключительно графический ремастер. На старую основу натянули полностью новую картинку — и довольно приятную, нужно сказать. Анимации стали плавнее, интерфейс — симпатичнее, разрешение — выше, шрифты теперь читаются лучше (лично я наконец перестал путать пятёрку и шестёрку — уж не знаю, была ли эта проблема у других). А в грядущих обновлениях обещают добавить поддержку технологии DLSS. Собственно, это всё.
В центре Resurrected, под пластами объёмного динамического освещения, анизотропной фильтрации и TAA-сглаживания, скрыто всё то же двухмерное ядро. Новые видеоролики почти покадрово повторяют старые, умения работают абсолютно так же. Знакомые злодеи готовят привычные фокусы. В общем, можете сдуть пыль со старых гайдов по прокачке, отыскать список рецептов для Хорадрического куба и путеводитель по рунным словам из начала нулевых — всё это на 100% актуально. Не хватает разве что возможности перенести прокачанных героев из оригинальной игры. И, в общем-то, неважно, сколько лет прошло с её релиза.
Дело в том, что Diablo II — это «Тетрис» от мира action-RPG: освоить её можно буквально за секунды, но на совершенствование навыков уйдут долгие годы. Запомнить повадки всех боссов, выбить самое крутое снаряжение, надрать задницу всем друзьям в Battle.net. Создать друида, прокачать его до 99 уровня, понять, что запорол билд, и начать всё с начала. Благо теперь все навыки и характеристики можно сбросить одним движением — без необходимости начинать развитие нового героя с нуля.
Дьявольская зависимость
Diablo II была такой в день своего выхода, 29 июня 2000 года. Она осталась такой и сегодня… Хотя ощущения от этого, конечно, своеобразные. Ведь старые механики означают старую сложность — непривычно высокую по сегодняшним меркам. Никто не ведёт игрока за ручку и не выдаёт прокачку автоматом, нигде не расставлены указатели и не подвешены путеводные стрелки в духе Skyrim. Даже на обычной сложности можно встретить непробиваемого монстра или ненароком двинуть кони задолго до первого босса. С доброй-ласковой Diablo III тут даже сравнений нет — чистый олдскул. Однако олдскул весьма изобретательный.
Resurrected — не аттракцион, как третья часть, но и не грязно-серая первая Diablo, где кроме однообразных подземелий под тристрамским Собором и взглянуть-то особо не на что. Да, ремастер по-прежнему плоский, как бильярдный стол, но разнообразия в нём всё же предостаточно. Зелёные лужайки вокруг Лагеря Разбойников сменяют выжженные солнцем пустыни Лут-Голейна, сырые дождливые джунгли Кураста, заснеженные склоны Арреата… Древние гробницы, норы гигантских личинок, пещеры, замки, темницы — куда нас только не заносит. Причём по размерам, сложности и запутанности уровни затыкают за пояс большинство конкурентов. Какой-нибудь Паучий лес — всего-то первая локация третьего акта — по площади тянет на целую главу Diablo III. О да, Diablo II не только непривычно сложная, но ещё и довольно длинная игра. А если вы захотите перебрать все варианты развития всех героев на всех уровнях сложности и как следует наиграться в онлайне, то вообще почти бесконечная.
И на протяжении этой бесконечности отовсюду лезут настоящие орды фантастически безмозглых, но чрезвычайно целеустремлённых монстров. Козлоногие чучела с алебардами, какие-то чертята, скелеты-маги, зомби, проклятые лучницы, гигантские пауки, змеелюди… Причём все они реально опасны: отправить героя в ад может не только босс. Обычный скарабей-переросток, который разбрасывается молниями при получении урона, или банальный тайник с ловушкой — и пиши пропало, Диабло может взять отгул. При небрежном обращении моментально дохнет даже раскормленный варвар, что уж говорить о худосочных магичках и готах-некромантах!
Да, герои здесь по-настоящему уникальные. Одинаковых навыков у них просто нет, а геймплей за разные классы и даже разные билды внутри одного класса отличается радикально. Но для всех в равной степени важен микроменеджмент: от распределения скиллпоинтов до лежащего в вещмешке барахла. Хочешь жить — умей раскладывать зелья по ячейкам на поясе и постоянно держать руку на быстрых кнопках. Несчастное колечко «+5% сопротивления к молнии» отделяет победу от поражения, а синергия умений с эффектом «+8% к урону» может стать решающим доводом в сражении с очередным инфернальным верзилой. И речь не про «Ад» с «Кошмаром», не про Баала с Диабло, а про обычных монстров на первой сложности. Diablo III, где поначалу даже боссов можно убивать буквально одним пальцем, о таком и не слыхивала.