Сборник так зашел игрокам, что его продажи в 2019 году перевалили за 10 миллионов копий, намекнув издателю, что пора сдувать пыль и пауков с приобретенной 100 лет назад интеллектуальной собственности. После ещё одного ремастера, Crash Team Racing Nitro-Fueled, игровая общественность с ликованием встретила анонс Crash Bandicoot 4: It’s About Time.
Обзор Crash Bandicoot 4: It’s About Time. «Крэш» моей мечты
В конце 90-х студия Naughty Dog выпустила оригинальную трилогию Crash Bandicoot, ставшую важным эксклюзивом Sony. Платформеры о бандикуте в кедах отлично выглядели, весело игрались и заряжали хулиганским настроем, которого так не хватало играм про Марио. Заработав серьёзный кредит доверия у Sony, «родители» серии переключились на другие, более масштабные проекты, выпустив на прощание аркадные гонки Crash Team Racing.
Логично считать, что на этом каноничная серия завершилась, — права на франшизу начали своё путешествие по издателям, которые выпускали скорее спин-оффы, чем честные продолжения. «Тот самый» Крэш вернулся к нам только в 2017-м, на волне переизданий. Отреставрированная трилогия порадовала старых фанатов, но огорчила новых игроков архаичным дизайном уровней и высокой сложностью. О франшизе снова заговорили, но для полноценного возвращения она нуждалась в полномасштабном апгрейде.
На чём мы остановились
Сюжета как всегда в самый раз — то есть немного. История начинается в «тюрьме времени», ставшей домом для Нео Кортекса, Доктора Н. Тропи и говорящей маски Ука-Ука. Именно злобный брат-двойник нашего соратника Аку-Аку и вызволяет антагонистов из заточения: он создаёт разлом в пространстве, позволяющий путешествовать по мультивселенной. Проблему такого масштаба не решить в одиночку, — Крэшу предстоит собрать по закоулкам вселенной целую банду говорящих масок и с их помощью усмирить беглецов.
По традиции, игра начинается на берегу тропического острова, где нашего героя будит Аку-Аку и сообщает неотложные новости. Первое впечатление — всё выглядит как-то иначе, и дело не только в новом движке и улучшенной графике. Поменялся стиль, а вместе с ним — настроение. Crash Bandicoot всегда была семейной игрой, но в первых частях всё-таки ощущался бунтарский дух 90-х с нотками безумия. В них игрок встречал на своём пути не только черепашек с мартышками, но и совсем гротескных персонажей вроде двухголового великана с дубиной, мыши на стероидах и поехавшего кенгуру в смирительной рубашке.
Выбранная Naughty Dog эстетика импонировала тинейджерам, но игра Toys For Bob целится скорее в детскую аудиторию. Значительная часть противников — животные, а почти все человекоподобные NPC почему-то нарисованы в чиби-стиле и сами похожи на детей. Впрочем, эта «детскость» заметна лишь внешне, — в диалогах часто проскальзывают двусмысленные шутки, понятные только взрослым.
Если к визуальному стилю при желании можно придраться (и всё равно это дело вкуса), то к качеству графики — вряд ли. It’s About Time впечатляет: масштабные, хоть и по-прежнему линейные уровни, завораживающие задники, плавные анимации и много-много необязательных деталей, которые хочется разглядывать. Разработчики повторили тот же трюк, который провернула Naughty Dog в третьей части: завязали истории вокруг путешествий во времени и пространстве, превратив уровни в межгалактический парк аттракционов. За десять часов вы успеете и динозавров оседлать, и по палубам пиратских кораблей попрыгать, и с зелёными пришельцами подраться.
Но, в отличие от Crash Bandicoot: Warped, тематически связанные уровни совсем не похожи друг на друга. Каждый из них — отдельная локация со своей атмосферой, архитектурой и декорациями. Учитывая их размер и детализацию, художники проделали колоссальную работу.
В Crash Bandicoot 4: It’s About Time каждый может почувствовать себя супергероем, способным переключать фазы реальности, нарушать законы гравитации, использовать темную энергию и замедлять время.
Прямой сиквел той самой трилогии
Новая часть — это что ни на есть канонический сиквел трилогии с PlayStation, не заигрывающий с постиронией и «переосмыслением» того, что было раньше.
После событий Crash Bandicoot: Warped и победы над Нео Кортексом, Ука-Ука и Н. Тропи, рыжий бандикут привычно отдыхал на пляже, пока не случился межпространственный коллапс, открывший червоточины в другие миры и эпохи.
Виной этому оказалась старая шайка негодяев, нашедшая лазейку на свободу из места своего заточения. Помогли им в этом найденные квантовые маски, дарующие контроль над гравитацией, скоростью, материей и временем.
Задача Крэша, как и раньше, надрать задницы злодеям и вернуть гармонию в свой мир. В этом ему помогает сестра Коко и добрый друг Аку-Аку. К ним по сюжету присоединятся те самые квантомные маски и весьма неожиданные союзники.
В Crash Bandicoot 4: It’s About Time, кто бы мог подумать, довольно крепко сбитый сюжет, ловко играющий и на ностальгии, и вносящий новые измерения в характеры знакомых персонажей, и красиво обходящий все, что было с серией после Naughty Dog. При этом Toys For Bob не старается уколоть старых фанатов каким-нибудь постироничным комментарием, как авторы новой Battletoads. В равной степени они с уважением отнеслись и к «старикам», и к тем, для кого четвертая часть станет первой игрой в серии.
С любовью и заботой
Говоря о It’s About Time, хочется сорваться в хвалебный поток комментариев о каждом камешке и каждой травинке в игре. Уж с такой любовью студия подошла и к визуальной части, и к игровому процессу.
Ядро геймплея здесь от оригинальной трилогии. Без всяких там поездок на огромных мутантах. Проходишь уровень, умираешь с одного тычка, пробиваешь лбом все коробки для 100% прохождения, находишь скрытые разноцветные алмазы для открытия альтернативного финального уровня — все, как почти 30 лет назад.
Не хватило трех ящиков до алмаза? Ничего, в следующий раз найдешь все Не хватило трех ящиков до алмаза? Ничего, в следующий раз найдешь все
В этом большая заслуга как дизайнеров уровней, так и художников. Геймплейно, несмотря на все новшества, они проходятся, как тогда. А с какой любовью и трепетом фантазии из концептов были перенесены в 3D и анимированы.
Проходя уровень, автор периодически останавливался, чтобы рассмотреть какой-то отдельный элемент локации или противника. В игре нет RTX и модных эффектов. Но это, пожалуй, одна из самых красивых и круто стилизованных игр уходящего поколения.
К контролю над героями не придерешься, что для платформера критически важно. Все прыжки отлично контролируются, как и ездовой белый мишка, знакомый фанатам по оригинальным частям. Прыгнуть мимо платформы можно только из-за желания пройти быстрее какой-то сложный отрезок уровня. Стоит уточнить, что игра работает на Unreal Engine 4 и никаких просадок на PS4 или вылетов обнаружено не было. На глаз — стабильные 60 fps.
Новые элементы, квантовые маски, отлично разбавляют классическую структуру уровней. Например, Купуна Ва (Лгзгтф-Цф) способна на мгновение замедлять ход времени, что позволяет прыгать по смертельно опасным зеленым ящикам, не успевающим взорваться под Крэшем. При этом каждая из масок получает свой звездный уровень, а к финалу истории и вовсе приходится жонглировать всеми масками сразу, чтобы допрыгать до заветного финиша.
Дингодил, Кортекс и Тавна из другой реальности. Последняя единственная, кто получил в игре кардинальный редизайн, обусловленный сюжетно. Никто старую Тавну у вас не отнимает, но вот вам заодно крутая альтернативная версия героя. Для протокола, выглядит и играется она вполне неплохо.
Разнообразие уровней и потрясающий дизайн
В Crash Bandicoot 4: It’s About Time огромное количество самых разнообразных уровней. Дизайнерам и художникам нужно отдать должное за то, насколько тщательно они проработали локации.
Наши герои будут прорываться через таинственные джунгли, опасные пустоши в стиле Безумного Макса, пиратские бухты, болота и острова, кишащие динозаврами, и многие другие места.
Каждый уровень отчетливо врезается в память. Каждый по-своему уникален.
Сцены в Crash Bandicoot 4: It’s About Time сменяются с бешеной скоростью — начинаем с классического 3D-обзора, затем камера плавно переходит в сложный 2D-участок олдскульного платформенного экшена, после чего мы уже бежим в слепой панике от злобного призрака по направлению к камере — это дарит незабываемые острые ощущения.
О геймплее Crash Bandicoot 4: новые механики и герои — Тона, Дингодил, Кортекс
Геймплей в Crash Bandicoot 4: It’s About Time похож на предыдущие части. Наш герой по-прежнему должен собирать вампа-фрукты, напоминающие по внешнему виду манго или яблоки, ломать ящики и нейтрализовывать врагов. Для этих целей у Крэша и Коко есть традиционные: прыжок, скольжение, смертоносное торнадо.
Из новых механик в новинке появились поездки на рампах, где главный герой может подпрыгивать или, наоборот, держаться за рельсы руками, раскачиваясь при этом влево/вправо, чтобы сбить ящики. С каждым эпизодом в Crash Bandicoot 4 наворотов становится все больше — ко всему перечисленному добавляются забег по стенам, веревки и многое другое.
К слову, удастся в Crash Bandicoot 4: It’s About Time поиграть и за других героев — Тону, Дингодила и Кортекса. У каждого персонажа — свои уникальные навыки. Тону снарядили крюк-кошкой, Дингодила — пылесосом, запускающим бомбы и ящики с динамитом, а в арсенале Кортекса — бластер, превращающий врагов в платформы.
Конечно, ключевым изменением в геймплее является добавление квантовых масок. Благодаря ним возможности бандикутов возрастают в разы, впрочем, как и сложность. Но кто сказал, что будет легко?
Знакомство с первой маской произойдет в самом начале игры. Она позволит менять реальность, делая видимыми объекты одного измерения и деактивируя предметы другого мира.
Чтобы пройти некоторые участки, придется за один прыжок менять реальность несколько раз подряд.
Еще одна маска позволит замедлять время. Необходимость в ней возникает в уровнях вроде водопада — глыбы с огромной скоростью летят вниз, поэтому требуется применить способность, чтобы успеть пропрыгать до другого края экрана.
При помощи третьей маски Крэш может бесконечно крутиться, круша все вокруг, и парить в воздухе. Управлять при этом бандикутом становится трудно из-за большой инерции.
А четвертая маска — самая коварная. Она меняет гравитацию на уровне. Такие участки получились самыми хардкорными. По сложности их можно сравнить с прохождением DarkSouls, когда нужно соблюдать четкие тайминги, чтобы продвинуться вперед.