Мы живём в эпоху сиквелов и приквелов. Кино, видеоигры, комиксы — они захватили всё. Создано уже столько знаменитых и даже всемирно признанных франшиз, что владельцам IP гораздо выгоднее развивать уже существующие вселенные, чем создавать новые, с нуля. Однако различных типов сиквелов расплодилось столько, что немудрено и запутаться. Издание Kotaku решило помочь своим читателям разобраться в терминологии, ну а Gmbox поможет вам преодолеть языковой барьер и тоже стать чуточку осведомлённее.
1. Самый обычный сиквел
Примеры: Tomb Raider 2, Diablo 2
Самый очевидный вариант. Это просто игра, которая продолжает историю предыдущей игры. И это не обязательно вторая часть — просто следующая, без каких-то радикальных изменений. Мало того: разработчики изначально могли о ней вообще не думать. Однако затем, опираясь на коммерческий успех предыдущей, сделали ещё порцию того же самого, только чуть лучше. И поставили цифру — чтобы вы знали, что получаете.
2. Сильно задержавшийся сиквел
Примеры: Red Dead Redemption 2, Elite: Dangerous, Max Payne 3
Иногда игра выходит, показывает отличные продажи — и на этом всё. Проходят годы, иногда даже десятилетия. И вдруг топ-менеджер в каком-нибудь издательстве решает, что пора бренд воскрешать и вновь штурмовать вершины успеха. Причём зачастую игру делают те люди, которые к оригиналу вообще никакого отношения не имели. Анонсу такого проекта порой радуются только олдфаги, а ньюфагам приходится объяснять, в чём вся соль.
3. Приквел
Примеры: Metal Gear Solid V, Deus Ex: Human Revolution, Assassin’s Creed: Origins
Хронологически выпускается позже, но отправляется в прошлое своего предшественника. Это крайне полезный ход: если в настоящем все полюбившиеся герои умерли, можно перенестись в то время, когда они ещё были живы. Если же история (в настоящем) запуталась до невозможности, и её продолжение практически невозможно придумать, благодатное прошлое всегда даст пространство для полёта фантазии.
4. Середина трилогии
Примеры: Halo 2, Gears of War 2, Mass Effect 2
Да, даже для такой специфической вещи есть свой термин. Порой разработчики сразу уверены в успехе и задумывают трилогию. Тогда в первой части, как правило, есть завязка, середина и вполне явный финал. Последнего середина трилогии как раз-таки лишена. Она обрывается на самом интересном месте, как лучшие сериалы, чтобы заинтригованные геймеры уже наверняка купили и третью часть.
5. Первый сиквел без нумерации
Примеры: Assassin’s Creed Brotherhood, Super Mario World, Zelda: A Link to The Past
Рано или поздно большинство успешных франшиз достигает той точки, когда использовать цифры уже не элегантно. В конце концов, всё, что больше пяти, уже напоминает порнографию. Номер нужно чем-то заменить, и вместо него чаще всего ставят словесное расширение, что-то вроде подзаголовка, или наоборот — приставку. Лишь единицам, вроде Final Fantasy, фанаты прощают смешные цифры а-ля 17, остальным приходится придумывать Shadow of The и прочие Human Revolution.
6. Спин-офф
Примеры: Tales from The Borderlands, сайд-скроллеры Assassin’s Creed, Forza Horizon
Иногда популярная вселенная разрастается настолько, что уже не хватает места для движения вперёд или назад во времени — приходится уходить куда-то вбок. Кроме того, топ-менеджерам и хочется поэкспериментировать с побочными персонажами и новыми геймплейными механиками, и при этом боязно лишить основную франшизу народной любви. А спин-офф — как раз подходящее поле для экспериментов.
7. Ребут
Примеры: Prey, Tomb Raider (2013), God of War (2018)
Ребут — это полная перезагрузка существующей франшизы. Берётся знакомое каждому геймеру название, но история начинается с нуля в какой-нибудь абсолютно непредсказуемой точке. Самым ярким примером является новый God of War: спартанец — и вдруг в Скандинавии. Конфуз ребутов состоит в том, что по ним не так просто искать информацию в интернете, ибо при перезагрузке зачастую берётся название первой части. Поэтому в процессе поиска Hitman или Star Wars: Battlefront обязательно добавляйте год, чтобы не запутать AI Google.
8. Самостоятельное расширение (Expandalone)
Примеры: Dishonored: Death of The Outsider, Uncharted: The Lost Legacy
Иногда у креативной команды разработчиков получается сделать гораздо больше, чем было запланировано заранее. Тогда в игру вступают алчные топ-менеджеры: зачем продавать огромный лакомый кусок контента по цене банального DLC? Лучше накинуть ещё 5 — 10 долларов, отменить обязательное условие наличия предыдущей части, и выставить игру на продажу уже как самостоятельную единицу, а не как скромное дополнение.
9. Полное переосмысление (которое технически является сиквелом)
Примеры: Far Cry 2, Fallout 3, Resident Evil VII
Здесь всё зависит от разработчиков. Иногда у них возникает желание продолжить историю в знакомой вселенной, при этом полностью переосмыслив геймплей и не позиционируя новый продукт в качестве ребута. Чаще всего делается это с прицелом на новых игроков: ну какой ньюфаг сегодня в состоянии по достоинству оценить “плоский” Fallout? Чаще всего игры в этой категории получаются хорошие, но часть фанатов-ветеранов неизбежно отсеивается.
10. Духовный наследник
Примеры: Two Point Hospital, Pillars of Eternity, Dungeons, Satellite Reign, Cities: Skylines, Stardew Valley и многие другие
Иногда добросовестным разработчикам очень хочется сделать продолжение Theme Hospital, Baldur’s Gate, Dungeon Keeper, Syndicate, SimCity, Moon Harvest и многих других культовых игр, но права у других людей, которые спились, или ещё чего пострашнее. Но кто-то же должен нести факел вперёд! Тогда в дело вступает понятие Spiritual successor, духовный наследник. Само это словосочетание уже является прозрачным намёком для геймеров: “Эй, пссст, ребята, мы тут на современном движке делаем то, что вы так любили в детстве — просто название другое, чтобы нас по судам не затаскали”.