«Mamba Stories» — это важный шаг на этом же пути, это способ в игровой, комедийной форме и без назидательности рассказать о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в мире интернет-знакомств. Надеемся, что бренд Mamba Stories будет развиваться и дальше, и историй внутри него будет больше.
Как написать сценарий сериала: часть 2. Тип сериала
Мы продолжаем серию статей о том, как написать сценарий сериала и подготовить его для показа продюсеру. В прошлый раз мы рассказали, как проверить свою идею на пригодность для сериала. Если вы все проверили и уверены, что придумали именно многосерийное телешоу, пришло время решить, каким именно будет ваш будущий проект.
Сквозная линия или отдельные сюжеты?
Сквозная линия или отдельные сюжеты?
Классически все телесериалы по типу сюжета делятся на три вида: горизонтальные, вертикальные и смешанные. Каждый из них имеет свои особенности и потому сделать выбор нужно еще на этапе идеи.
От того, какой из типов сюжета вы выберете, будет зависеть структура сериала в целом и наполнение каждой серии в отдельности.
Вертикальные сериалы
В доинтернетовскую эпоху самым распространенным видом был вертикальный сериал. Это шоу в каждом эпизоде, которого рассказывается своя законченная история. В следующей серии сохранятся только персонажи и основные локации, но история будет совершенно не связанной с предыдущей.
Все видели такие сериалы. «Симпсоны», «Женаты с детьми» (они же «Счастливы вместе»), «Доктор хаус», «Закон и порядок».
В таких сериалах либо совсем нет сквозной линии, либо она присутствует в очень усеченном виде. Такой усеченный сквозной сюжет иногда называют «Раллер». Обычно эта история является ключевой лишь в двух-трех сериях за сезон. В остальных же сериях появляются лишь одна-две сцены напоминалки, которые, по сути, никак не двигают историю раллера.
Например, в супергеройских сериалах типа «Флеш» или «Стрела», главный злодей в течение сезона напрямую сталкивается с протагонистом лишь пару раз. Все остальное время герои посвящают «еженедельным» преступникам.
Ну а, например, в Симпсонах нет даже и такого раллера.
Главный плюс вертикальных сериалов в том, что серии такого шоу можно смотреть в любом порядке. А значит:
- Ничего страшного, если зритель проспал эфир и пропустил эпизод-другой. Это никак не помешает ему вернуться к шоу позже.
- Серии можно перемешать и пустить повтором в межсезонье или уже после завершения шоу. И таким образом еще раз на этом заработать.
Для того чтобы написать вертикальный сериал, нужно придумать так называемый «движок». То есть понять алгоритм, по которому герои сериала будут впутываться в неприятности каждую неделю.
Самый простой вариант создать движок, это дать героям правильную профессию. Не зря вертикальные сериалы часто называют «процедуралами». Герой может быть врачом, детективом, реже пожарным или адвокатом. Так или иначе, его профессия связана с опасностью и несет в себе некую визуально интересную процедуру: расследование убийств, лечение болезней и тд.
Сюда же можно отнести и супергеройские или шпионские сериалы, ведь по сути Кларк Кент в «Тайнах Смолвиля» или Никита («Ее звали Никита») каждую серию тоже выполняют определенную процедуру. Первый ловит супезлодеев, вторая выполняет шпионские миссии.
С одной стороны сразу становится понятно, чем именно будет занят герой в каждой серии, с другой внутри этой процедуры достаточно места для маневра, чтобы действия героя не приедались.
Чуть по-другому формируются движки вертикальных ситкомов. Обычно, в них перед героем ставится некая обобщенная цель или задача, которую либо невозможно выполнить, либо ее выполнение можно откладывать до бесконечности.
Например, герой может быть нянькой и его задачей станет забота о чьих-то детях («Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?», «Чарльз в ответе», «Папа №1» и тд.) Можно ли выполнить эту задачу? Нет. Это бессрочная цель. Сколько историй можно рассказать в рамках этой цели? Столько же сколько возникает проблем при воспитании детей – сотни. Если не тысячи.
Понимая общий принцип, таких движков можно придумать очень много. Ассимилироваться среди непохожих на тебя людей («Трудности ассимиляции», «Соседство»), особенно если ты инопланетянин («Третья планета от солнца», «Морк и Минди», «Засланец из космоса»). Или, например, найти свою вторую половинку («Теория большого взрыва», «Как я встретил вашу маму»). Возродить свою жизнь после борьбы с алкоголизмом («Мамочка»). Или просто заработать 250 тысяч долларов («2 девицы на мели»).
Сюда же можно отнести и супергеройские или шпионские сериалы, ведь по сути Кларк Кент в «Тайнах Смолвиля» или Никита («Ее звали Никита») каждую серию тоже выполняют определенную процедуру. Первый ловит супезлодеев, вторая выполняет шпионские миссии.
Кинематографическая ограниченность
Сегодня в производственной практике телесериалы классифицируется по нескольким основаниям. Помимо деления на жанры и форматы, которые чрезвычайно разнообразны (ситком, ромком, драматические сериалы, процедурал и т. д.), существует гораздо более существенная типология по типу драматургической композиции , берущей начало из литературной традиции. Феномен серийного романа — общее место в европейской культуре. История семьи, династии, нескольких семей может быть разделена на несколько томов («Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Война и мир» Льва Толстого) или похождения центрального персонажа могут сложиться в серию сюжетно слабо связанных изданий (романы Агаты Кристи об Эркюле Пуаро, романы Анн и Сержа Голон об Анжелике).
Киносериал, непосредственный предшественник телевизионного сериала, был фактически автохтонным явлением, возникшим одновременно с рождением кино, и развивался несколько иначе, нежели литературный роман. Трансформация литературной основы была детерминирована техническими факторами — длиной пленочного рулона (части), качеством пленки. До тех пор пока основа пленки не позволяла получать рулоны достаточной длины, кино могло формально предложить зрителю либо большую историю, разбитую на части, либо отдельные истории с общим героем (группой героев).
Аудитория проявила интерес к отдельным историям. В 1908 году французский режиссер Викторен Жассе выпускает «Замечательные приключения Ника Картера». Киносериалы, основанные на протяженной во времени истории (саге), появились в Европе позже — лишь к 1916-1918 годам. Французский режиссер Анри Пукталь выпускает 18-серийную ленту «Граф Монте-Кристо» (1918).
Грег Хаус, гениальный диагност и социопат. Вертикальная композиция позволяет представлять каждую серию как криминальное «дело», в котором болезнь — преступление, симптоматика — улики. Создатели проекта нередко сравнивали главного героя с Шерлоком Холмсом
Телевизионный обрыв
В телевизионном сериале, в отличие от кино, возникли дополнительные факторы, повлиявшие на драматургию: эфирное программирование (зависимость выбора жанра, формата или темы от целевой аудитории и времени наиболее комфортного просмотра); наличие рекламы; б о льшая дифференцированность целевой аудитории и, как следствие, возможность точечных предложений со стороны производителя телепрограмм. Серии телесериала вне зависимости от типа композиции разбиваются внутри блоками рекламы. Производитель, дабы избежать потери зрителем интереса, даже кратковременного, вынужден вводить дополнительные микрокульминации (саспенсы), которыми, как правило, заканчивается каждый фрагмент серии непосредственно перед рекламой. Подобные кульминации получили название «клифхэнгер» по названию распространенного приема, в котором автор заканчивает главу, оставив героя в момент наибольшей опасности (cliff-hanger — дословно «цепляющийся за край обрыва»).
Два классических типа композиции телесериала пришли из литературы и кино. Так называемый вертикальный телесериал — совокупность отдельных историй с общим героем. Российские проекты «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Универ», «Интерны»; зарубежные — «Друзья» (Friends), «Секс в большом городе» (Sex and the City), «Шерлок» (Sherlock), «Доктор Хаус» (House M. D.), «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory), «Секретные материалы» (X-Files), «Доктор Кто» (Doctor Who), «Звездный путь» (Star Trek), «Звездные врата» (Stargate) — характерные примеры проектов данного типа. Вертикальная композиция является более универсальной, чем горизонтальная, поскольку позволяет избежать основной проблемы пространного повествования — достаточно емкой, мощной истории, которую сложнее создать и разработать и к которой со временем придется присоединять множество дополнительных линий, чтобы сохранить интерес зрителя. Вертикальная композиция имеет и значительный потенциал для сюжетосложения: предоставляет большую свободу сценаристу, охватывает большее число жанров/форматов.
Особенность вертикальной композиции — нередко сильный герой, который вызывает интерес зрителя как личность. Сюжет каждой серии, в свою очередь, воспринимается как совокупность предлагаемых обстоятельств, в которых личность проявляет себя интересно и зрелищно. Герой может быть одиночкой (российские сериалы «Метод», «Каменская»; зарубежные — «Доктор Хаус», «Пуаро», «Мисс Марпл», «Коломбо», «Обмани меня»/Lie to Me) или коллективом, командой, состоящей из примерно равных персонажей, дополняющих друг друга и в равной мере интересных телезрителю (российские проекты «Улицы разбитых фонарей», «Молодежка», «Интерны»; зарубежные — «Скорая помощь», «Полиция Майами: отдел нравов», «Секс в большом городе»).
Декстер Морган, эксперт-криминалист и серийный убийца. Телесериал «Декстер» благодаря гибридной композиции эффективно высвечивает жутковатый образ главного героя.
Недостаток модели — ее достоинство, особенно если телесериал относится к так называемым мыльным операм, рассчитанным преимущественно на женскую аудиторию. В таком формате новые сюжетные линии, разветвления сюжета только увеличивают интерес к проекту.
Что известно про Okko
Онлайн-кинотеатр Okko — один из активов Rambler Group, 46,5% которой в августе этого года приобрел Сбербанк.
По итогам 2018 года доля Okko на российском рынке видеосервисов составляла, по оценке «ТМТ Консалтинг», 19% в денежном выражении, что подразумевает выручку почти в 2,2 млрд руб. Большая доля — 37%, что равнозначно 4,2 млрд руб. — была только у сервиса ivi.
Сам онлайн-кинотеатр сообщает, что его ежемесячная аудитория в первом полугодии 2019 года выросла с 2,3 млн до 2,8 млн пользователей.
Цена вопроса
Стоимость производства одного эпизода вертикального сериала, продолжительность которого не превышает 15 минут, обходится Okko приблизительно в 10–16 млн руб., сообщил источник, близкий к Rambler Group. Для сравнения: съемки одного эпизода телесериала средней продолжительностью 48 минут, в котором нет сцен, снятых за границей, спецэффектов, и в котором не участвуют популярные актеры, начинается приблизительно от 5 млн руб., уточнил сотрудник продюсерской компании, пожелавший остаться неназванным. По его словам, при дорогих съемках минимальная стоимость эпизода вырастает до 15 млн руб. Онлайн-кинотеатры тратят на производство сериалов приблизительно столько же, утверждает сотрудник другой продюсерской студии.
Вертикальные сериалы в производстве обходятся дешевле классических горизонтальных, поскольку они в разы короче, ранее заявила Квашилава в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика». Но если умножить стоимость минуты производства вертикального сериала на хронометраж полноценного эпизода в 48–52 минуты для ТВ, разница будет небольшой.
Если история, например, романтическая, и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Её нужно решить, что-то предпринять для того, чтобы возникла взаимность. В первом поворотном пункте мы понимаем, какой план возникает у героя, как именно он будет стремиться к своей цели, то есть к решению этой проблемы.
Тимур Бекмамбетов
Создатель языка Screenlife
— Несколько лет назад мы в Bazelevs поставили перед собой большую цель сделать этот мир более человечным. Способ сформировать общественный договор для онлайн-мира, в котором мы проводим полжизни, только один — это рассказывать истории. Таким историями уже стали очень успешные в мире фильмы «Убрать из друзей» и «Поиск».
«Mamba Stories» — это важный шаг на этом же пути, это способ в игровой, комедийной форме и без назидательности рассказать о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в мире интернет-знакомств. Надеемся, что бренд Mamba Stories будет развиваться и дальше, и историй внутри него будет больше.
Каждая серия длится пять минут и разыгрывается как полноценный фильм с завязкой, кульминацией и развязкой, часто совсем неожиданной. Первые четыре серии уже доступны к просмотру, а следующие будут выходить каждый вторник и пятницу — на Youtube-канале Mamba.
Когда-нибудь смотрели вертикальный сериал в screenlife-формате? Это когда весь сюжет разворачивается прямо на экране смартфона. Такой и получился Mamba Stories. Но это не единственная причина увидеть этот сериал. В его создании принял участие основатель компании Bazelevs, продюсер и режиссер Тимур Бекмамбетов.
Что такое сюжетная линия в сценарии
Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, кино, комиксах — ряд событий (последовательность сцен, актов), выстроенных для зрителя или читателя в определенной последовательности.
В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий.
Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Сегодня нас интересует построение сюжета именно в контексте кино.
Начать построение сюжета стоит с разработки персонажа.
Причём не того персонажа, которому вы только что придумали имя и фамилию. Нужно, чтобы у этого персонажа был характер. Характер просто необходим, чтобы у него была мотивация для решения возникающих проблем.
— Персонаж ни в коем случае не разрабатывается по алгоритму
Яркий, живой персонаж практически всегда не создавался по схемам, а был «подсмотрен», «списан» со знакомого, соседа, прохожего… Часто бывает так, что автор расписывает описание персонажа на 20 страниц, но самого главного о нём как раз-таки нет либо автор в этом большом полотне вообще потерял то, что нужно знать о герое в первую очередь, то что станет двигателем сюжета
— У персонажа возникает проблема — та, которую он не может не решать, то есть персонаж не может просто продолжить жить, как прежде
Речь идет о проблеме, которая действительно является проблемой для героя.
Характер и степень этой проблемы зависит от жанра. Это может быть, как падающий на землю метеорит, так и какая-то очень личная проблема. В боевике обычно ставится вопрос жизни и смерти. В мелодраме как раз-таки будет проблема в области отношений. Например, персонаж находится на грани развода либо наоборот очень-очень хочет жениться, но что-то не срастается.
После постановки проблемы в сюжете, конечно, должны следовать попытки решения этой проблемы. Нужно задуматься:
1) Как именно герой попытается выйти из ситуации
Попытки решения как раз-таки вытекают из характера персонажа. Часто начинающий автор, как следует не проработав характер персонажа, присваивает своему герою те же методы решения проблем, что делал бы сам автор. Довольно часто можно встретить ансамбли персонажей, которые действуют абсолютно одинаково, и все они действуют так, как действовал бы автор.
2) Когда персонажи действуют наиболее интересным образом (но лишь по мнению автора!).
Иногда авторы заставляют делать героев что-то очень интересное, однако каждый раз это какой-то новый для героя способ проявить себя. А самое главное, это вообще не похоже на цельный характер. Сначала герой делает одно, затем что-то абсолютно противоречащее, потом что-то разрушающее все предыдущие связи и т. д. Не возникает ощущения единого характера, и, по сути, это такой «герой-функция». Герой, которого просто двигают, чтобы он делал что-то, скажем так, кинематографичное.
Такие герои, конечно же, быстро надоедают.
Случалось, с вами такое, что вы сморите фильм, и не понимаете, что с ним не так? Вам совершенно точно неинтересно смотреть его, хоть в нем и происходит много всего разнообразного. Скорее всего, вы просто не увидели персонажа, за историей которого вам хотелось бы следить. Вы не поверили авторам. Не восприняли его как реального человека, а просто видите набор приёмов сценариста, который работает с конкретным якобы персонажем, помещая его в разные ситуации.
Сюжет в актах
Давайте рассмотрим сюжет в фильмах и сериалах по актам
Для примера рассмотрим ситуацию, когда речь идет о 4 актах, а не 3
В первом акте всегда есть экспозиция.
Мы должны дать понять зрителю, где же он оказался, в какое время, какая локация, какой мир (сеттинг) окружает персонажа. Это может быть трудовой коллектив, семья в пятиэтажной хрущёвке, коллектив в каком-нибудь элитном доме на Рижском шоссе, семья на круизном лайнере и пр.
В экспозиции мы должны задать и обозначить главные черты героя, ключевые моменты его характера, и дать понять зрителю кто же, в целом, перед ним.
Следующее — это завязка. В разной литературе и в разных школах она может называться по-разному. Где-то провоцирующий инцидент, где-то катализатор, но, опять же, по-русски пусть будет завязка, в которой что-то происходит: мы узнали про метеорит, либо герой увидел героиню, либо произошло что-то ещё. В общем, происходит что-то, после чего уже нет пути назад, после чего жизнь изменилась, а история началась.
Первый поворотный пункт происходит в истории, когда герой принимает решение, каким образом он будет действовать дальше.
Для начала, он, конечно, принимает решение, что он вообще будет действовать, чтобы решить проблему.
Если история, например, романтическая, и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Её нужно решить, что-то предпринять для того, чтобы возникла взаимность. В первом поворотном пункте мы понимаем, какой план возникает у героя, как именно он будет стремиться к своей цели, то есть к решению этой проблемы.
Дальше герой начинает действовать. Это называется точкой невозврата. История пошла вперед, герой в неё вовлечён. После завязки, в принципе, он мог сдаться, но тогда бы мы и не начали рассказывать эту историю, соответственно, это начало пути —точка невозврата. История началась.
Главный драматический вопрос возникает здесь же: получится ли у героя достичь своей цели? Каким образом герой сможет решить эту проблему? Вопрос может звучать ещё каким-либо образом, но он обязательно должен возникать в подсознании. Мы, как зрители, должны держать этот вопрос в голове до конца истории.
Во все тяжкие (сериал 2008-2013)
Во втором акте все усложняется.
Герой пытается решить проблему. Но его действия вскрывают что-то более сложное и серьезное. Допустим, если герою понравился некий объект, он понял, что это его судьба, он пытается проявить себя, сделать так, чтобы его заметили.
Герой начинает обращать на себя внимание, и тут вдруг возникает какое-то обстоятельство, которое он не узнал бы, если бы не начал делать. Грубо говоря, парень дарит ромашки, а у девушки оказывается страшная аллергия, она из-за его ухаживаний оказывается в больнице. У нее срывается важная презентация, к которой она готовилась несколько месяцев. Естественно, девушка его отталкивает.
Герой пытается исправить то, что он сделал, но все снова идет не так.
Он узнаёт про сложные отношения героини. Например, её бывший или нынешний бойфренд — очень агрессивный абьюзер, он создаёт проблемы и героине, и герою, и, собственно, тоже делает так, чтобы казалось, что герою не достичь своей цели. Но несмотря на это герой всё равно находит очередной способ для того, чтобы попытаться достичь цели.
Опять же, остаётся неразрешенным тот самый драматический вопрос, который был поднят в первом акте. Ответ на него становится ещё менее очевидным, потому что в начале была одна ситуация, но из-за попыток главного героя все усложнилось. Он вроде бы делает шаг, а цель кажется всё более трудно достижимой.
Если история, например, романтическая, и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Её нужно решить, что-то предпринять для того, чтобы возникла взаимность. В первом поворотном пункте мы понимаем, какой план возникает у героя, как именно он будет стремиться к своей цели, то есть к решению этой проблемы.
#ЖизньВФургоне/#VanLife
О чем? Юная парочка решает стать тревел-блогерами. Они покупают подержанный фургон и отправляются в путешествие, каждую минуту которого документируют для блога. И, конечно же, по пути их ждут всевозможные приключения.
Зачем смотреть: вот как выглядит сериал, снятый для поколения Snapchat и Tik Tok: быстро меняющаяся картинка, постоянные шутки, бодрый монтаж с делением на несколько экранов. У некоторых запестрит в глазах, но если втянетесь, наверняка захотите покопаться в видеотеке Snap Originals. А она обширная!