С момента выпуска Super Mario прошло, казалось бы, не так много времени, но видеоигры успели превратиться из простого развлечения в форму искусства. Metal Gear, Half-Life, Final Fantasy, Bioshock — истории, которые нам рассказывают в этих играх, запоминаются на всю жизнь, как “Яма” Куприна или “Матрица” братьев Вачовски. Именно о таких шедеврах Gmbox и решил рассказать вам в этот раз. Имейте в виду: далеко не все игры в нашем списке так же известны, как упомянутая нами Half-Life, но это как раз и означает, что вам стоит обратить внимание на не столь заметные экземпляры. Внимание, спойлеры!
1. What Remains of Edith Finch
What Remains of Edith Finch — игра не для слабонервных. Нет, здесь нет джамп-скэров, на вас не будут внезапно выпрыгивать мертвецы, инопланетяне и гигантские плюшевые медведи. В этой игре есть кое-что похуже: исковерканные судьбы обычных людей. Умершая девочка, утонувший младенец, глава семейства, покончивший жизнь самоубийством — и всё это вам нужно прожить самому, от первого лица, в качестве ретроспективы. Не играйте при Роскомнадзоре, а то быстро упекут в психушку.
2. Undertale
Сначала эта игра покажется вам смешной. Даже очень смешной. И вовсе не эмоциональной. Однако разработчики специально сконструировали подобным образом 90% Undertale — чтобы в оставшихся 10% земля ушла у вас из-под ног. В битвах с монстрами вы набираете LOVE и EXP. Казалось бы, всё понятно — любовь и опыт. На самом же деле это Level of Violence и Execution Points — “Уровень насилия” и “Очки за казни”. Да, опасения несчастных обитателей подземного мира подтвердились: люди с поверхности — кровожадные чудовища.
3. Hellblade: Senua’s Sacrifice
Не случайно эта игра получила множество престижных наград. Главная героиня отправляется в нордический ад — Хель — чтобы спасти душу своего мёртвого возлюбленного. Проблема заключается в том, что воительница стоит на пороге тотального безумия, и уже непонятно, какая доля окружающего кошмара является “реальностью”, ибо помимо адских созданий существуют фобии и внутренние конфликты девушки. Играть только в качественных наушниках, иначе шепчущие голоса не подточат ваше сознание.
4. The Walking Dead (Season 1)
Мы уже почтили память Telltale Games — теперь пришло время вспомнить лучшее творение за всю историю студии: первый сезон The Walking Dead. Как известно, зомби апокалипсис — это лишь фон, нужный для того, чтобы обнажить человеческие чувства. Побочным эффектом стало возрождение почти уже умершего жанра квестов: люди внезапно поняли, что играть можно не только в шутеры от первого и третьего лица. История Клементины и Ли захватила буквально всех, а трудные решения, в результате которых кто-нибудь из выживших нередко умирал, запомнились надолго.
5. Mass Effect 2
Mass Effect 2 по праву считается лучшей игрой во франшизе из трёх — ну хорошо — четырёх частей. Кульминацией игры является невозможная миссия, которая так и называется — Suicide Mission. Вы отправляетесь на неё, как на сложнейший экзамен после двух недель зубрёжки. А возвращаетесь с жесточайшим чувством опустошения, ибо соратников с вами уже меньше, чем в начале. Нет, конечно сегодня интернет уже полнится гайдами, как сохранить абсолютно всех. Но когда люди проходили впервые и теряли полюбившихся персонажей, чувства были непередаваемыми.
6. God of War
Новый God of War — история взросления не только Кратоса, но и всей игровой индустрии. Сегодня насилие ради самого насилия уже не так популярно, как во времена Duke Nukem 3D. Хорошо это или плохо? Отдельный вопрос. Но задуматься стоит. Как бы там ни было, Кратос обнаруживает в Атреусе признаки слишком хорошо знакомого деструктивного нигилизма: сын пошёл в отца, вырастет хладнокровным убийцей. Соответственно, всю вторую половину игры остепенившийся Кратос пытается перевоспитать озверевшего отпрыска. Ясно одно: раньше таких историй в игропроме не рассказывали.
7. Spider-Man
И вновь Sony доказывает одной весьма крупной игровой компании, что сюжетные игры для одного игрока не умерли. Новый Spider-Man для PS4 отказывается от абсолютно позитивного тона: есть в этой игре и предательство, и смерть, и катарсис, достойный древнегреческих трагедий. Спасти Нью-Йорк или любимую тётушку, которая вырастила Питера Паркера после трагической гибели его родителей? Видимо, родственница воспитала Спайди слишком правильно: он выбирает город. Этот момент не высечет скупую мужскую слезу разве что из кремня.
8. That Dragon, Cancer
Помните, мы говорили, что What Remains of Edith Finch — не для слабонервных? Так вот, та игра — это ещё цветочки. Её события полны мистицизма, а посему при большом желании могут трактоваться двояко. That Dragon, Cancer не оставляет такой роскоши, как выбор. Это не просто “история, основанная на реальных событиях”. Это реальная история родителей, чей годовалый ребёнок умирает от рака. В общем, good luck. Попробуйте поиграть в это, не звоня на горячую линию для суицидников.
9. The Last of Us
2013-й стал переломным годом в дебатах “Видеоигры — это вообще искусство?”. Да, искусство, и шедевры вроде TLoU являются неопровержимым доказательством. Самый жестокий удар в своей жизни Джоэл получает ещё в интро: его родная дочь погибает в хаосе и неразберихе зомби-апокалипсиса. Казалось бы, человек останется бесчувственным на всю жизнь, но он получает второй шанс в виде суррогатной дочери, Элли. Ну а в финале главный герой проявляет себя, как анти-Спайди: предпочитает перебить целый городок прогрессивных учёных ради спасения одного человека. Джоэлу не хотелось упускать свой “второй шанс”, и обвинять его в этом не стоит.
10. To The Moon
Ну а теперь — к скальпелю, который скрывается под невинным обликом JRPG середины 90-х. Небольшая команда учёных экспериментирует с созданием особых иллюзий: людям прямо перед смертью должно показаться, что исполнилась мечта всей их жизни. Очередным подопытным кроликом становится мужчина преклонных лет по имени Джон. Он всегда мечтал полететь на Луну… но все силы потратил на супругу, Ривер, у которой развивался аутизм. Джон со временем вытеснил жену из сознания, но в иллюзорной симуляции они снова вместе и счастливы, а ракета-носитель с шаттлом стартует без них. Хэппи энд? Да. В голове умирающего человека.