Disco Elysium наползла на всех нас из ниоткуда. До ее освобождения о ней никто ничего не писал, и, похоже, никто о ней ничего не знает. И вдруг вышло: классическая ролевая игра с большим количеством диалогов…
Disco Elysium: в стиле лейтенанта Коломбо
Игра начинается с того, что вы говорите своим внутренним голосом и пытаетесь найти причину, чтобы проснуться и снова встать на ноги. Когда вы, наконец, просыпаетесь, становится ясно, что вы уже пили этот другой алкоголь раньше. Ваша комната разрушена, везде грязь, вы в нижнем белье, ваша одежда разбросана то тут, то там. Следовательно, одна из первых задач — найти всю свою одежду. Уже в этой сцене у вас есть возможность умереть и «закончить игру», если вы необоснованно попытаетесь снять галстук с вращающейся лампы вентилятора, не выключив предварительно вентилятор. Когда вы берете галстук и надеваете его, он вдруг начинает с вами разговаривать.
Добро пожаловать в Disco Elysium. Странности только начинаются.
Disco Elysium наползла на всех нас из ниоткуда. Это небольшая инди-игра от инди-студии (для которой это дебютная игра), которая неожиданно вышла в середине осени, когда многие крупные издатели выпускают свои самые громкие и громкие хиты. У него не было большой компании на Kickstarter, похоже, у него не было особого маркетинга до того, как она появилась. Я никогда раньше о ней не слышал. До ее освобождения о ней никто ничего не писал, и, похоже, никто о ней ничего не знал. И вдруг вышло: классическая ролевая игра с тоннами диалогов, и несмотря на то, что в этом сезоне за наше внимание боролись сотни игр, Disco Elysium смогла не только не исчезнуть в тени более крупных версий, но и затмить их немного. Не знаю, как вы, но мой Twitter-канал был полон этой игры уже несколько недель. Практически каждый, кто интересовался видеоиграми, как-то вдруг написал об игре в Твиттере. Писали, как это круто, делились красочными скриншотами, забавными историями и так далее. Я тоже, как вы уже догадались, не удержался и хочу попытаться объяснить вам, что это за игра.
Disco Elysium — это классическая западная ролевая игра, действие которой происходит в вымышленном мире, но без особых элементов фэнтези или фэнтези, и мир очень похож на наш, хотя на первый взгляд может показаться не таким. Действие происходит в небольшом городке под названием Ревахол. Вы играете за детектива, который приехал расследовать местное убийство. Однако задача усложняется: ночью вы настолько пьяны, что наутро не помните, кто вы и что здесь делаете. У вас такая тяжелая амнезия, что вы даже не помните свое имя, где живете и где находитесь. Эта амнезия будет связана с ключевым аспектом ролевой игры в Disco Elysium.
Амнезия, оправдывающая ролевые игры, — довольно старое клише во многих ролевых играх.
Planescape Torment начался с того, что вы проснулись в морге, а Fallout New Vegas, ничего не помня, начал с спасения от смертельного выстрела в голову, который также стер вашу память. Вы, вероятно, можете подумать и о других примерах.
Но в Disco Elysium этот момент происходит немного иначе.
Для начала вы можете просто решить, будете ли вы открыто говорить с людьми о своем состоянии, полагаясь на сочувствие и понимание, или будете делать вид, что все в порядке, и пытаться исправить ситуацию на ходу. И, как вы уже догадались, оба могут привести к множеству невероятно забавных сценариев. Disco Elysium — очень увлекательная игра. Я знаю много попыток создания комических ролевых игр, но DE — первая игра на моей памяти, которая использует основу почти всех ролевых игр для создания юмористических ситуаций — тот факт, что ваш персонаж ничего не знает о своем окружении и будет задавать ему все вопросы о персонажах В большинстве ролевых игр персонажи не особо удивляются тому, что ваш главный герой иногда не знает основ мира, в котором они живут. На Disco Elysium они будут поражены. Они будут странно смотреть на вас, когда вы попытаетесь узнать, где вы и как сюда попали, они будут смеяться и дразнить вас, когда вы спрашиваете, что такое «деньги». Независимо от того, как вы решите разыграть свою амнезию — задавая всем вопросы или пытаясь с каменным лицом притвориться, что все в порядке — скорее всего, при первом прохождении это будет связано с множеством забавных и неловких ситуаций.
Но это также сразу учит вас, что в Disco Elysium нужно играть не так, как во многие другие RPG. За годы существования жанра западные ролевые игры научили нас задавать как можно больше вопросов всем NPC и пробовать все доступные варианты диалога. Disco Elysium так не работает. Иногда в определенных ситуациях не стоит задавать определенные вопросы. Иногда следует избегать некоторых строк. В диалоге с персонажами всегда нужно думать о том, о ком вы говорите, что они могут знать и что им следует и не следует говорить. Конечно, это не означает, что вам придется активно избегать поиска дополнительной информации о городе и игровом мире в целом. Задавать вопросы — одно из главных занятий любого сыщика. Просто это нужно делать осторожно, четко оценивая любую ситуацию, в которой вы оказались. Кроме того, вы не одиноки в своем приключении. У вас будет напарник Ким почти на всю игру (а возможно, и на всю игру, в зависимости от ваших решений). Ким — довольно типичный полицейский, который все делает по учебнику, старательно запоминает и записывает всю полезную информацию. Он, как правило, хороший парень, и в вашем руководстве я рекомендую вам быть с ним абсолютно честным, потому что он тот, кто сможет рассказать вам массу важной информации о Revachol и мире, в котором вы находитесь в течение игра.
Перед началом игры выберите параметры своего персонажа. Для справки, вы не можете «создать» персонажа на немецком языке. Вашим детективом в любом случае будет человек с определенной внешностью и бэкграундом. Но вы можете выбрать его навыки. Во-первых, вам предоставляется стандартный набор RPG, хотя и с некоторым переименованием: интеллект, психика, физическая сила и какая-то ловкость.
Как и в любой другой RPG этого типа, вам дается всего несколько очков, которые вы можете вложить в тот или иной навык, и если вы распределите их равномерно, вы получите «средний». Вы хотите быть невероятно умным? Или невероятно сильный? Так что вам придется пожертвовать очками какого-то другого навыка. Никто не может быть хорош во всем.
Но затем игра показывает вам следующий экран создания персонажа, где вы уже можете увидеть местные способности. Каждый из ранее описанных параметров привязан к 6 уникальным способностям, которые вы будете использовать на протяжении всей игры. Следовательно, высокий навык даст большой бонус ко всем соответствующим навыкам. Но с того момента, как вы запустите игру, вы больше не сможете изменять способности персонажа. Вместо этого — очки опыта, которые вы получите за выполнение заданий и миссий и потратите на усиление каждого из этих навыков. И здесь начинается самое интересное.
Потому что почти все навыки в этой игре очень странные и необычные.
Есть, конечно, более-менее четкие компетенции. Логика говорит сама за себя. Риторика позволяет красиво и эффектно говорить, обсуждать свою позицию, а также лучше понимать, что стоит за словами собеседника.
Среди самых нестандартных — эмпатия, которая помогает нам понимать эмоции других людей, а также выражать сочувствие. Есть навык под названием «физический инструмент», который в первую очередь отвечает за способность проявлять физическую силу, но в то же время может придать вашему персонажу более агрессивно-мужественный характер.
Затем начинаются самые странные навыки. Esprit De Corps (командный дух) дает вам возможность понимать и проводить полицейские процедуры. В то же время это не имеет ничего общего с навыком, отвечающим за проявление авторитета. Существует Visual Calculus, который позволяет вашему герою быть чем-то вроде бибизического Шерлока и воссоздать в его сознании точную картину преступления, основанную на бессмысленных доказательствах. Есть драма: с ее помощью ваш персонаж притворяется натуралистом и театральным. Есть концептуализация, которая по сути отвечает за креативность персонажа и умение оценивать произведения искусства. Как вы думаете, наш детектив не будет особенно полезен в оценке местных граффити? Вы будете удивлены.
И, наконец, есть очень странные способности. Например, Дрожь, которая по сути функционирует как своего рода «паучье чутье», инстинктивная животная способность ощущать опасность и то, откуда она придет. Мой любимый навык — Inland Empire (однозначно названный в честь фильма Дэвида Линча). Что ты делаешь? Его описание просто говорит о «мечтах». Конечно, я хотел знать, что это, черт возьми, означает, и первое, что я сделал, — это раскачал. Оказывается, да, это действительно позволяет вашему герою видеть в реальности удивительные галлюцинации, от говорящих оков до призраков и даже нежити. Зачем тебе это? Внезапно то, что вы можете узнать из этих галлюцинаций, иногда оказывается правдой или приводит к великому откровению. В ходе этих галлюцинаций вы можете серьезно узнать кое-что очень важное о расследовании. Затем Ким, записывая эту информацию в протокол, спрашивает: «Откуда ты знаешь?» Вы можете сказать ему правду, что у вас галлюцинации, и вы не знаете, почему. Вы можете пойти куда угодно и сказать, что вы психический полицейский. Или вы можете попытаться заставить вопрос замолчать и сказать: интуиция. Конечно, когда вы начнете понимать, что «грезы» имеют огромную пользу, вы задаетесь вопросом, есть ли в игре какой-нибудь мистический или фантастический сюжет. Действительно ли ваш герой время от времени попадает в какой-то иной мир? Или алкогольное безумие лишь иногда с помощью некой космической иронии приводит вас к правильным фактам и свидетельствам?
Я должен отметить, что для всех заклинаний, которые я описал, все эти навыки и общий игровой контекст действительно могут превратить ваши первые несколько часов игры в упражнения на разочарование. Вы не знаете, кто вы и что вы здесь делаете. Даже простые вещи, такие как поиск одежды, сделать сложно. С самого начала почти каждый персонаж, которого вы встретите, будет относиться к вам с явной неприязнью: некоторые просто потому, что вы сломали много пьяных дров ночью, а некоторые потому, что в этом городе просто не любят копов. Никто не хочет с вами сотрудничать. Во дворе вашего мотеля на дереве висит тело человека, убийство которого вы пришли расследовать. Вы не представляете, как его оттуда вытащить, а из-за похмелья даже не можете добраться до трупа и рассмотреть его поближе, потому что ваш персонаж опрокинется при малейшей попытке. А в довершение всего на вас обрушилась повозка странных и непонятных способностей, как много кирпичей, и вы не сразу понимаете, что со всем этим делать и как они работают. Да, все это делает первые несколько часов игры очень интересными. Но предметом шуток и насмешек почти всегда будут вы и ваша некомпетентность. Этот «первый опыт» игры может привести в ярость многих игроков и убедить их не играть дальше. Им может показаться, что Disco Elysium — это какая-то дико эзотерическая вещь, которую не все поймут.
Но я хочу сказать всем этим игрокам, что на самом деле их опасения напрасны и что DE оказывается намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Вся игра построена на диалогах. 95% игрового времени вы будете ходить по игровому миру и разговаривать с персонажами. В этой игре нет сражений и никаких боевых систем. Точнее, их не существует в традиционном понимании. Несколько раз во время игры вы будете попадать в конфликтные ситуации, где вам, возможно, придется решать проблемы с помощью силы. Но они играются чисто как проверка навыков в диалоге. То есть вы просто выбираете в диалоге, скажем, ударить кого-нибудь, и игра пытается увидеть, достаточно ли у вас сил, чтобы сделать это успешно. Если так, то вы рады видеть, как ваш детектив внезапно убивает головореза одним выстрелом. Если нет, посмотрите комедийную сцену, где вашему сыщику надрали задницу. И это все. Нет ни пошаговой системы, ни аналога VATS, ни кучи оружия, ни брони, ни всего. Все в игре решается контролем навыков в диалогах. Даже если вы взаимодействуете с неодушевленным предметом, вы все равно делаете это с помощью диалогового окна. Все вышеперечисленные навыки — ваши потенциальные помощники в каждом диалоге.
Стоит описать, как именно работают эти навыки, потому что подход DE здесь очень необычен. Начнем с того, что все проверки навыков выполняются с помощью бросков кубиков, а результаты всегда случайны. Ваши показатели и количество прокачанных уровней каждого отдельного навыка значительно увеличивают вероятность успеха проверки навыка, но никогда не достигают 100 процентов. Игра фактически каждый раз бросает такие виртуальные кости, как и в любом сеансе Dungeons & Dragons, где эти правила изначально появлялись. У меня были ситуации в игре, когда внезапно чек проваливался с шансом успеха 97%, а иногда чудом я получал выигрыш по чеку с шансом 2%. Ничто в Disco Elysium не происходит в полной безопасности. Опять же, это может показаться устрашающим. Но вот в чем дело: неудавшаяся проверка навыков — не обязательно провал миссии или сюжетной линии. Это просто означает, что сюжет пойдет в другом направлении. Вам придется найти другой подход к тому или иному исследованию или той или иной проблеме. Игра никогда не оставит вас в тупике, где вам придется загрузить сохранение или перезапустить игру. Да, здесь есть «игровые окончания». Главный герой имеет шкалу здоровья и может потеряться как от конфликтных ситуаций, так и от чего-то обыденного, например, от волнения или курения. Когда эта лестница пуста, игра даст вам «игру окончена», но вы редко будете подвергаться такой угрозе, кроме того, вы всегда можете найти достаточно способов восстановить здоровье.
И как только вы все это осознаете, как только вам станет ясно, что игра написана настолько умно и элегантно, что вы никогда не застрянете, и что каждый успешный или неудачный тест навыков — это просто новая повествовательная ветвь новый способ превзойти ту или иную сцену, вот тогда Disco Elysium действительно начинает нравиться тебе. Потому что это становится максимально приближенным к тому, к чему стремятся почти все классические ролевые игры: хорошей сессии D&D.
Компьютерные игры почти всегда пытались перенести опыт хорошей игры на доску Dungeon & Dragons и ее правила в виртуальный мир, и этот процесс всегда был сложным. В Dungeons & Dragons люди в основном сидят за столом, разговаривают друг с другом и бросают кости. Между тем их воображение рисует огромные фантастические миры, наполненные захватывающими историями. В хорошей сессии, когда игроки и Dungeon Master (DM) хорошо ладят, игра становится очень гибкой по своему дизайну. Если игрок проваливает ту или иную проверку из-за случайности, хорошие DM не интерпретируют это как своего рода штраф для игрока или истинный провал, ведущий к концу игры. Нет, они используют это как возможность для ролевой игры. Представьте, что у вашего персонажа есть уродливый орех, и он падает с крыши. Хороший DM с игроком, скорее всего, сможет принять это как личную основу — этот персонаж неуклюж или имеет плохую гимнастику. И, возможно, решением этой проблемы станет его сюжетная арка. Или наоборот: неуклюжесть будет постоянным источником все более и более комичных ситуаций. Мастер и игроки могут взять любой «провал» или «успех» проверки навыков игры в кости за основу для интересных поворотов и ролевой игры, и в этом отношении они ограничены только своим воображением.
Когда дело дошло до компьютерных ролевых игр, все немного изменилось. Да, теперь у нас есть мир, по-настоящему нарисованный перед нашими глазами, с видимыми персонажами, домами, природой. Теперь этого не происходит в воображении нескольких чудаков, сидящих за одним столом. Но с другой стороны, исчезла гибкость с поворотами и ролевыми играми. В игре можно делать только то, что заказали разработчики, и ничего больше. Сегодня и, вероятно, в ближайшем будущем, вряд ли кто-то сможет создать компьютерный интеллект или серию взаимодействующих систем настолько глубоких, что они смогут противостоять реальному человеку в безграничности фантазий. Поэтому правила пришлось изменить. Случайная игра в кости не будет работать в большинстве игр, и поэтому почти в любой ролевой игре в мире высокий навык будет означать однозначный успех в правильной ситуации, а не просто большие шансы на успех.
И Disco Elysium внезапно плюнул на эту традицию, вернув случайность, вернув случайность, вернув случайность ролевой игры. Конечно, я не пытаюсь сказать, что DE дают игроку бесконечное количество шансов, сравнимых с хорошей сессией D&D, но это на шаг ближе к этому, чем у большинства конкурентов. Скорее всего, ваше прохождение Disco Elysium будет сильно отличаться от моего, в основном из-за того, что вы, вероятно, выберете совершенно другой набор навыков. Но даже если вы скопируете моего персонажа до мельчайших деталей, ваша сюжетная линия все равно может отличаться от моей, потому что каждый из тестов навыков является случайным.
Еще один момент, который я должен сказать обо всех этих навыках, заключается в том, что это не просто пассивные навыки, которые вы используете время от времени. Каждая из этих способностей — это отдельный голос в голове вашего персонажа, который время от времени высовывается и что-то говорит. В каждом диалоге в игре вы разговариваете не только со своими собеседниками, но и сами с собой в своей голове. И каждый из навыков, по сути, имеет свой уникальный характер, манеру говорить, а иногда даже свое собственное мировоззрение. Они активно обсуждают как друг с другом, так и с вами. Опять же, это может показаться безумным, эзотерическим и непонятным. Но когда к этому привыкаешь, это на удивление становится очень похоже на то, что многие из нас действительно думают. Надеюсь, я не единственный, кто иногда может над чем-то долго думать, и мне кажется, что у меня в голове будут разные голоса, разные точки зрения, подталкивающие меня к тому или иному решению.
Но опять же, не пугайтесь. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Как я уже сказал, вы путешествуете по миру и разговариваете с людьми. Навыки только дают вам лучшее понимание ситуации, а кроме того, вы можете игнорировать их предложения или советы, отказываться спорить с собой в уме.
К тому же мир Disco Elysium довольно мал по меркам RPG. Это не очень долгая и не очень большая игра. Когда вы впервые выйдете и начнете исследовать Revachol, вы почти сразу увидите половину всей карты мира. Вторая половина откроется чуть позже, когда за пару дней игры отремонтируют местный мост через реку. Здесь не так много персонажей, и в целом вам никогда не придется слишком спешить, чтобы выполнить конкретную миссию. Конечно, это было сделано для экономии. ZA / UM — небольшая студия, у них не было ресурсов и бюджета для создания собственного аналога Skyrim или даже Pillars of Eternity. Они решили сосредоточиться на небольшом мире, ограниченном количестве персонажей, но в результате смогли уточнить каждую деталь и дать игроку возможность бросить вызов себе миллионами различных способов.
И, блин, как же интересно можно быть в этой игре! Да, у вашего персонажа есть свой фиксированный сюжет и внешний вид, вы не можете их изменить. Но амнезия в сочетании с тем фактом, что почти никто в городе вас не знает, по сути, дает вашему герою возможность изобрести для себя совершенно новую личность. Это как в мультфильме «Ранго», когда главный герой фильма оказывается в маленьком городке и, оказавшись в местном салуне, по дороге придумывает новую личность крутого легендарного ковбоя с Дикого Запада по имени Ранго взяв свое имя от напитка «Дуранго».
В Disco Elysium вы действительно делаете то же самое. Вы можете придумать личность и попытаться соответствовать определенному образу, с любопытством наблюдая, как на него реагируют другие. И почему бы не подумать об этом! Вы можете решить, что вы — бывшая клубная звезда и ваше истинное призвание — петь. Вы можете быть грустным, подавленным полицейским, которому действительно стыдно за свое поведение в прошлом и который пытается исправить ситуацию. Вы можете быть типичным «плохим копом» или, наоборот, вести себя с парадоксальной антипатией к полиции, отмечая системные проблемы, связанные с самой идеей полиции как таковой. Вы можете стать бездомным полицейским, также известным как Hobocop. Вы можете стать социалистом и бороться за права рабочих — или феминисткой и лучше понять проблемы гендерной дискриминации. Я также слышал от других игроков, что можно принять мировоззрение инзеля, быть расистом, фашистом и так далее — возможности невероятны.
Для меня как сценариста-сценариста самое невероятное то, насколько хорошо объяснены все эти варианты, эти ветви развития сюжета. Игра в целом написана хорошо, иначе не вышло бы. И да, я должен сказать, что здесь есть что «почитать». По ходу игры вы прочтете том из нескольких толстых книг, если попытаетесь узнать все на свете. В игровом мире невероятно проработанный сюжет, все персонажи многогранны и необычны, у всех героев есть своя манера речи, свой жаргон, свои придуманные слова. Но больше всего меня поразило то, как много внимания уделяется каждому аспекту игры, включая любую идеологию, с которой вы сталкиваетесь. Даже в лучших ролевых играх предрассудки и мнения авторов так или иначе отражаются в финальной версии. Всегда очевидно, какие персонажи нравятся авторам больше всего, чьи мнения они хотят сделать более важными для игроков, какие политические взгляды или идеологии они поддерживают больше других. Особенно это касается антагонистов игры, мнение которых, по мнению разработчиков, вам не стоит поддерживать, даже если у вас есть такая возможность.
В Disco Elysium этого нет. Здесь нет однобоких плоских персонажей, однозначных злодеев или однозначно «хороших» людей. У всех двойное дно, их скелеты в шкафу. Если вы достаточно постараетесь, можно понять и разделить мотивацию каждого. Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, не имеют однозначных хороших или плохих решений. Все очень условно, и многие выводы останутся значимыми исключительно для самих игроков.
это невероятно. Я никогда не встречал текст видеоигры, где мне действительно трудно сказать, во что именно верят сами разработчики и в каком направлении они хотят, чтобы я думал. Каждая идея подробно разъясняется, каждая идеология подтверждается массой аргументированного текста. Единственное, что, как мне кажется, авторы игры пытались однозначно показать, — это проблемы капитализма как системы. В Revachol вы сразу же сталкиваетесь с бедностью, неравенством, умирающим бизнесом и т.д. Я предполагаю, что это критика капитализма, и мой персонаж может прямо сказать, что это так. Но вполне возможно, что это всего лишь мои предубеждения и моя интерпретация текста игры. Возможно, они пытались отразить реальность маленького городка в капиталистических условиях со всеми нюансами, и это именно то, что я, с моими убеждениями, вижу в этом как критику капитализма.
Когда я впервые за много лет ролевых игр играл в Disco Elysium, я серьезно погрузился в игровой мир. Я не чувствовал себя просто пользователем, взаимодействующим с рядом механик, создающих передо мной сюжетную линию. Я чувствовал себя погруженным в огромный и сложный мир с огромной предысторией. Что я был лишь маленькой частью этого мира и не всегда мог все понять. Что мне нужно было сталкиваться с каждой проблемой, пытаясь разобраться во всех тонкостях и нюансах. Что мне нужно было, в определенном смысле, действительно «быть» в мире Disco Elysium, со всеми вытекающими отсюда последствиями и серьезно относиться ко всем рискам и последствиям. Отчасти это связано с отличным диалогом в игре. Но отчасти это связано с тем, как игра заставляет вас взаимодействовать со своим миром.
Я еще не сказал, что здесь есть система времени. Каждый день у вас есть ограниченное количество часов, прежде чем большинство персонажей пойдут домой и лягут спать, и вам придется лечь спать самому. Кроме того, вам нужно будет оплатить аренду комнаты в мотеле как минимум за первые три дня игры. Это довольно сложная задача, так как вы начинаете игру почти без денег, деньги не будут отправлены вам для продвижения в расследовании, и не все побочные миссии будут вознаграждать вас наличными или предметами, которые затем можно обменять на наличные. Чем ты планируешь заняться? Что ж, вам все равно нужно выходить из этого. Ищите в игровых локациях деньги или предметы, которые можно продать. Один из самых простых и стабильных способов заработать деньги — взять сумку в начале игры и начать собирать бутылки в игровом мире, а затем сдать их на переработку. Да, Disco Elysium заставляет собирать бутылки.
В то же время финансовое положение ставит вас в довольно сложное положение в сюжете. В Равишоле настоящий кризис, поэтому неудивительно, что вам сложно найти деньги или подработку. Однажды вы встретите Эверетта, местного профсоюзного лидера и великого гангстера. И он предложит вам взятку. Ни в одной другой игре я бы не принял деньги от такого откровенно мерзкого парня по моральным соображениям. Но у меня здесь настоящие проблемы. Мне очень нужны деньги, и, признаюсь, я впервые взял взятку, четко зная, что потом он может сильно укусить меня за задницу.
Но опять же, если все это звучит сложно и пугающе, не бойтесь. По сути, виртуальные часы отсчитывают минуты только в процессе диалогов с персонажами, когда открываются новые строки. Поскольку вы просто бегаете и исследуете город, время словно замирает, поэтому не стоит бояться, что его на что-то не хватит. При этом не тратится время на диалоги, которые уже были прочитаны, поэтому, если вы что-то забыли и хотите перечитать какую-то ветку диалога, вы легко можете это сделать. И погода на самом деле не такая страшная, как кажется. Большинство игровых персонажей будут доступны с начала дня примерно до 21:00. Этого времени всегда будет более чем достаточно для выполнения основной следственной миссии дня и нескольких побочных миссий. Пару раз вы встретите персонажа, который согласится встретиться с вами в определенное время. Иногда вы можете исследовать город ночью, чтобы получить несколько иные результаты, чем если бы вы находились под постоянным присмотром партнера Ким. Не нужно беспокоиться о каждой потерянной минуте, не нужно часами ждать, пока тот или иной персонаж появится в нужном месте, как в каком-нибудь Shenmue. Вам всегда есть чем заняться, и почти всегда есть достаточно времени, чтобы все пережить.
Когда дело доходит до аренды дома, вы можете не слишком беспокоиться. Только в первые три дня вам придется заплатить за номер в мотеле. На третий день, когда отремонтируют мост через реку, откроется вторая половина карты и там вы найдете бесплатное жилье. А можно открыть Бомжекоп в себе и жить на улице.
Здесь мне нужно объяснить еще одну очень странную механику игры. Во-первых, сразу хочу отметить, что в игре есть одежда, каждый элемент которой дает бонус к тем или иным вашим навыкам. Но есть еще что-то, что называется «мысли». Ваш детектив может во время игры обнаружить некоторые идеи и мысли, которые вы можете «вооружить» в своей голове. Каждой мысли потребуется несколько часов игры, чтобы воплотиться и как бы закрепиться в голове героя. В результате, во-первых, вам откроют красивый фантасмагорический рисунок, а во-вторых, подарят бутерброды с ролевыми играми. Я упомянул несколькими абзацами раньше, что вы можете стать феминисткой в игре. В одном из начальных диалогов я обвинил менеджера отеля в его отношении к одному из своих подчиненных. Он пытался пригласить ее на свидание, и мое лицо промокло от того, что между ними существует огромный дисбаланс сил, и с гендерной точки зрения он ошибался, ставя ее в такое положение. Менеджер меня спрашивает: «Что?» — на что мой сыщик отвечает (по собственной инициативе): «Да, я феминистка, так что вы знаете!» Это открыло мне «мысль» о феминизме и гендерных теориях. Я приняла эту мысль, и через несколько часов мой полицейский понял феминизм и гендерную теорию. Теперь, в некоторых диалогах, я получил особый отклик с моей новой точки зрения, и иногда я мог получить новые результаты, относясь к женщинам с пониманием или запугивая мужчин. Кроме того, я получил бонус +1 к сочувствию. Вообще, «мысли» — это еще одна вещь, которая может серьезно повлиять на ролевую игру. Их в игре много, и каждый из них таит в себе новые интересные способы игры. Проблема только в том, что каждая мысль может как дать бонус к каким-то навыкам, так и наоборот снизить их эффективность. И вы не будете иметь ни малейшего понятия, получите ли вы бонус или меньше от той или иной мысли, пока фактически не будете следовать за ней в течение нескольких часов, давая ей время проявиться в вашей голове. В начале игры у героя есть только три места в голове для трех мыслей соответственно. Чтобы открывать новые слоты, вам нужно потратить на них очки навыков. Те же очки навыков, которые вы получаете за миссии и которые вы можете потратить на сами навыки. Другими словами, вы потратите те же ресурсы, которые необходимы для улучшения вашего персонажа в игре, на дополнительные мысли. Поскольку эти мысли могут сделать вашего персонажа хуже в том или ином направлении, я подозреваю, что большинство игроков в своей первой игре откажутся от всей этой возни с мыслями. Это явно что-то, предназначенное больше для повторного прохождения, когда вас больше интересует, как вы можете свести с ума своего детектива.
Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о визуальной и звуковой составляющей игры. В плане графики игра довольно простая, но все же эффективная. Мир Disco Elysium довольно анахроничен, но в нем узнаваемы частички нашего мира. Художественный стиль игры больше всего проявляется в небольших изображениях навыков и портретах героев. У каждой из способностей в меню есть красивая иконка, нарисованная в стиле некоего Здислава Бексшинского. Каждая мысль имеет свою иллюстрацию в стиле тотального сюрреализма, помесь Дали и Босха. И я отдаю игре должное: отчасти я играл с механикой «мыслей», просто чтобы посмотреть, какой безумный дизайн придаст мне игра, когда эта мысль проявит себя. Портреты персонажей, с которыми вы разговариваете, больше похожи на стиль комиксов Билла Сенкевича и всегда идеально передают характер и образ каждого персонажа с эффектной иллюстрацией. Честно говоря, я бы убил за артбук для этой игры.
Звук тоже в порядке. В игре красивая музыка, хорошие звуки внешней среды. Озвучивание достаточно минималистичное. Он есть только у ключевых персонажей, и только первые несколько предложений дают общее представление о голосе и манере речи. Почти во всех случаях дубляж великолепен, хотя кое-где я думаю, что перестарались. Актер озвучивания Кима, на мой взгляд, слишком старался передать какой-то «японский» акцент, и в результате он звучит очень невозмутимо и местами как-то странно. Но, с другой стороны, есть шикарные моменты, например, ваши внутренние голоса, особенно так называемый хриплый низкий мозг ящерицы, который вы часто слышите во сне.
Я уже сказал много хорошего об игре, так что, наверное, пора критиковать. Пора поговорить о поле. Судя по кредитам, среди авторов Disco Elysium есть женщины, и в целом я отдам должное команде: на мой взгляд, они в этом плане постарались. Им нужно было изобразить мир, в котором явно все еще существуют патриархат, гендерное и расовое неравенство, и дать игроку возможность каким-то образом повлиять на эти элементы. На мой взгляд, они хорошо поработали, изображая «женоненавистнический мир» без «женоненавистнического сюжета». Я имею в виду, что хотя в этом мире женщинам все еще очень тяжело, текст самой игры не пытается сказать, что это правильно и что так и должно быть. Все женские персонажи прописаны так же, как и мужские персонажи. А женщинам по-прежнему отводится огромное количество разнообразных ролей и должностей в игровом мире. Есть простые официантки, владелец книжного магазина, простые работники, но есть и представитель главной местной компании, есть блестящий ученый, исследующий дыру в космосе посреди города, есть талантливый художник, играющий в кости, и, наконец, есть холодная голова более суровой местной банды, есть женщины-полицейские, есть кровожадные наемники и так далее. По большей части жанр хороший.
Но, как я ясно дал понять в этой статье, вы можете сыграть эту роль множеством разных способов, что, конечно, означает, что вы также можете быть огромным куском дерьма, особенно по отношению к женщинам. И одно из первых возможных действий в игре — перед незнакомкой, выходящей из ее комнаты, наброситься на нее поцелуями и объятиями без ее согласия. Когда я начал играть, это меня не обрадовало. Насколько мне известно, это единственный момент в игре, когда вы можете совершить акт сексуального насилия. Я почти исключительно слежу за людьми с левыми и профеминистскими политическими взглядами в Твиттере, и я уверен, что если бы в игре было много таких ситуаций, они бы вряд ли так хвалили и рекомендовали игру. Очевидно, я не выбирал эту опцию в диалоговом окне. И да, я понимаю, что в этой игре ты можешь быть ужасным ублюдком, что это еще один возможный путь для РПГ, свобода для игрока. Но лично я считаю, что такую свободу, и особенно свободу совершать сексуальное насилие, нельзя никому давать. И если некоторым игрокам действительно нужны эти «ролевые» варианты, я не думаю, что они их заслуживают, даже если мы говорим о самой бесплатной и расширенной ролевой игре за всю историю. Это довольно маленькое заявление по сравнению с остальной частью игры, но я не мог не упомянуть об этом.
Вердикт
Конечно, после всего сказанного я настоятельно рекомендую поиграть в Disco Elysium, если вам это кажется интригующим. Безусловно, я явно пишу эти слова слишком поздно — игра уже стала огромным хитом. ZA / UM уже анонсировали продолжение, адаптацию книги и даже настольную игру. Игра стала самой высоко оцененной в каталоге Steam, опередив мою другую любимую игру Divinity: Original Sin 2 с этого пьедестала. Она также была номинирована на множество наград на Game Awards 2019, где соревновалась с самыми большими и самыми дорогими играми и играми высокий рейтинг наград в категориях «Лучшее повествование» и «Лучшая ролевая игра» [и выиграл обе номинации. — ок. YaFi].
В то же время я понимаю, что при всех моих комплиментах эта игра не для всех. Во-первых, языковой барьер может стать проблемой. В настоящее время игра доступна только на английском языке, и язык довольно суров, почти на одном уровне с чем-то эзотерическим, как текст Planescape Torment.
Я также должен вас предупредить, что игра может быть очень сложной, а иногда и эмоционально неприятной. Изучите много сложных тем, трагических историй. Одна из кульминационных сцен игры вызвала во мне небольшой депрессивный эпизод, достижение, которым пока не может похвастаться ни одна другая игра, ни к лучшему, ни к худшему. Иногда это мрачная и меланхолическая игра. Иногда не удается всех спасти, все делаешь правильно. Вы не избранный, спасаете мир, мир не вращается вокруг вас, и игра всегда будет вам напоминать.
Но если все это вас не смущает, вам обязательно стоит поиграть в Disco Elysium, одну из лучших ролевых игр, о которых я знаю.
На протяжении всей статьи я всячески старался объяснить механику игры, чтобы вам было максимально легко во всем разобраться. В конце, если вы собираетесь играть, позвольте мне дать вам три последних важных совета без лишних спойлеров:
Источники
- https://yappy.fish/2019/12/26/disco-elysium/