Dead by Daylight может похвастать внушительным количеством контента, случайной генерацией уровней и разветвленной системой прокачки, благодаря которым каждый матч становится непохожим на другие. Особенно хорошо авторы поработали над обликами убийц – этим тварям точно не хочется попадаться на глаза.
Стелс-экшен
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 марта 2012.
Стелс-экшен (англ. Stealth action ) — это жанр компьютерных и консольных игр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и незаметно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых как стелс-экшены. Более часто встречаются игры, содержащие элементы стелса. Наибольшую популярность жанр получил благодаря сериям игр Thief, Metal Gear, Hitman, Splinter Cell.
Содержание
Самой первой игрой со стелс-элементами считается Castle Wolfenstein (не путать с Wolfenstein 3D), выпущенная в 1981 году компанией Muse Software. Стелс-экшн окончательно сформировался с выходом игры Thief, которая кристаллизовала все основные элементы жанра в фэнтези-стиле. Но более известным источник не указан 497 дней стелс-проектом стал Metal Gear, выпущенный Konami в 1987 году для MSX2 и позже портированный на NES. Игра заложила многие основы современных стелс-экшенов, тяготеющих всё-таки не к фэнтезийной, а технической тематике 1 , и стала весьма успешной, разойдясь более чем миллионом копий.
За Metal Gear последовало два независимых сиквела игры, выпущенных в 1990 году: Snake’s Revenge (созданный без участия главного дизайнера серии Хидэо Кодзимы и не включённый в официальную хронологию Metal Gear) в Америке и Европе для NES и Metal Gear 2: Solid Snake (официальный сиквел, спродюсированный Кодзимой) в Японии на MSX2. Snake’s Revenge практически не привнёс ничего нового в геймплей, сместив баланс в сторону обычного экшена. Metal Gear 2 же в свою очередь внёс множество изменений и улучшений в игровой процесс, включая существенно улучшенный игровой искусственный интеллект противников.
Известно, что популярный 3D-шутер Wolfenstein 3D также мог быть стелс-экшеном. В течение разработки Wolfenstein 3D, разработчики из id Software экспериментировали со стелсом, предоставив игроку возможность прокрадываться за спинами врагов или переодевания во вражескую форму, но в итоге ничего из этого в игру не попало. Жанр стелсов не использовался вплоть до выхода игры Goldeneye 007 на Nintendo 64 в 1997 году, в которой, чтобы выполнить задачу, можно было использовать как грубую силу, так и стелс, который часто был безопаснее для прохождения, как в Thief: The Dark Project.
Стелс-экшены не обладали массовой популярностью вплоть до выхода Metal Gear Solid (например, игра Thief получила премию, но в номинации «Левая Резьба» — по версии журнала Game.exe), которая благодаря оглушительному успеху вскоре обзавелась сиквелом Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, приквелом Metal Gear Solid 3: Snake Eater и множеством побочных игровых ответвлений. Серия Hitman создала целый поджанр стелса — социального стелс-экшена, в котором игроку нужно не только умело прятаться в тени, но и скрываться среди людей, теряясь в толпе, меняя одежду и стараясь не привлекать лишнего внимания. Deus Ex вводит режим нелетального прохождения, когда игру можно пройти никого не убив.
Элементы стелс-экшена могут присутствовать и в играх других жанров: Syphon Filter, Commandos, Prisoner of War, Perfect Dark, Far Cry, Oblivion, Skyrim, Metro 2033.
Подобные гаджеты также диктуют темп игры. Ритм стелс игр обусловлен скоростью исследования следующей комнаты и её прохождения. Это постоянный и повторяющийся процесс наблюдения и исполнения.
Все началось с воришек, привидений и нацистов
Первой известной истории стелс-игрой принято считать Manbiki Shounen («Мальчик-воришка»), выпущенную в ноябре 1979 года для компьютера PET 2001. В этой японской игре игрок управляет персонажем, которому необходимо прокрасться в абстрактный уровень и украсть символы «$», избегая поля зрения охранников. В случае неудачи героя сдавали полиции.
Если подумать, к стелс-играм относится и первый Pac-Man (1980): главный герой почти все время вынужден избегать встречи с врагами (привидениями) и не может с ними сражаться без особого бонуса. Сюда же относятся другие игры-лабиринты тех лет: Lupin III (1980), Manbiki Shoujo (1980) и 005 (1981).
Стелс стал куда более продвинутым с релизом Castle Wolfenstein (1981), изначально выпущенной для Apple II. Здесь игроку необходимо пройти множество коридоров, чтобы выкрасть важные военные документы. На пути герою встречаются охранники-нацисты – их, конечно, можно застрелить, но боеприпасов у игрока всегда мало, а враги посильнее отличаются большим запасом здоровья. С убитых врагов падают патроны, ключи и бронежилеты, но и их недостаточно.
Поэтому разработчики ввели несколько вспомогательных механик. Маскировка с помощью переодевания в нацистскую форму обманет всех обычных охранников. Если игрок слишком сильно шумит (например, стреляет или бросает гранаты) – это привлечет внимание ближайших врагов. Наконец, если герой возьмет охранника на мушку раньше, чем он достанет оружие, можно заставить оппонента отдать ресурсы.
Следующая мини-революция произошла в самой первой части Metal Gear (1987). Хидэо Кодзима взял идеи Castle Wolfenstein и добавил множество важных нюансов. Например, разные уровни тревоги: в одном на игрока реагируют только враги на одном с ним экране, в другом на тревогу сбегаются все солдаты на карте. Также враги стали по-разному реагировать на разный уровень шума: услышав что-то подозрительное поблизости они начинают вести себя настороженно. Поэтому важно использовать другое нововведение – глушители.
The Sims – великая игра. Она научила меня понимать эмоции и показала хоррор в жизни
Среди прочих находок Кодзимы: камеры и инфракрасные сенсоры, ближний бой, переключение между разными видами оружия, босс-файты, спасение заложников, рация, безопасные зоны (спасают от преследования).
К тому же геймплей игры показывается с видом сверху, а графика уже не выглядит совсем схематичной и абстрактной.
Геймплей экшен-адвенчуры вам уже знаком, если вы играли хотя бы в одну из игр этого направления – изучаем открытый мир, сражаемся с врагами, ищем древние артефакты, крафтим оружие получше и следуем сюжетной линии.
Aragami
Тут стелс уже посложнее, да и играть вам придётся не за простого человека, а за ниндзю-демона, которого воскресили из мёртвых. Правда, особой неуязвимостью он не отличается, поэтому и убить его могут обычным оружием. Чтобы этого избежать, придётся использовать единственную демоническую способность персонажа – создание теней. Например, он может разбрасывать тени, похожие на кляксы, по локациям, и бегать по ним без шума, пока не растают. А там уже и настоящие тени помогут скрыться. Бегает герой, кстати, и по крышам тоже. Ещё врагов можно отвлекать клонами, которые тоже создаются из теней.
Styx: Shards of Darkness
Главный персонаж игры, Стикс – это гоблин, который пробрался в город тёмных эльфов, считающийся неприступным, прямо во время прибытия гномов-дипломатов. Причём гномов и ушастых объединяет нелюбовь к гоблинам, что и делают миссию по проникновению особенно важной. Сам герой не особо сильный, и встреча с врагом для него – это гарантированный проигрыш. Тут-то на выручку и приходит стелс с возможностью скрытно уничтожать противников и заодно их обкрадывать. У Стикса имеется внушительный арсенал дротиков, к тому же он умеет скидывать других персонажей с платформ и создавать своих двойников. Правда, враги тоже не глупы, и придётся с ними повозиться.
В эту категорию попадают устройства, позволяющие манипулировать другими персонажами вроде дикоя из Metal Gear, ультразвукового бэтаранга и т.п.
Переопределения пространства
Стоит немножко остановиться на уровнях. В стелс играх уровни разбиты на безопасные и опасные зоны. В Thief идея рабоатет по двум осям: свет и тень по одной, тишина и шум по другой.
В других играж может быть реализовано иначе. В Batman разделение идёт по высоте уровней, в Hitman разделение на публичные и приватные области. Но принцип везде схож: стелс игра — это как море опасностей, через которые вы переплываете от одного безопасного островка к другому.
В Thief вы можете использовать моховые стрелы на поверхности, чтобы приглушить шаги или потушить факел водной стрелой.
В Metal gear solid 3 можно использовать камуфляж, чтобы слиться с окружением. В Hitman можно использовать маскировку, чтобы Агент 47 получил определённые права для доступа к ранее закрытым территориям для сбора информации.
Изменение передвижения
Сюда попадают различные устройства, помогающие расширить возможности передвижения. Обычно это позволяет попасть в области, недоступные противникам (горгульи в Бэтмене). Сэм Фишер может зависнуть в коридоре над противников, и тот его не заметит.
Телепорт из Dishonored или Persona тоже попадают в эту категорию.
Еще одна игра в восточной стилистике. На этот раз под вашим контролем оказывается мстительный дух, способный управлять тенями, ведомый зовом девушки, которую удерживает в заточении некий зловещий орден.
Thief
«Чистый» стелс, в котором экшен считается дурным тоном, а лучшим результатом миссии станет такой, при котором главный герой останется безмолвной тенью, чье присутствие выдадут лишь исчезнувшие из сейфов вельмож драгоценности. Thief комбинирует сеттинги стимпанка, фэнтези, позднего Средневековья и викторианской эпохи, а вор Гаррет, которым управляет игрок, не только промышляет криминалом, но иногда и спасает мир.
Серия Thief насчитывает четыре игры, и, к сожалению, самая современная из них (2014 года) является самой слабой в линейке (хоть и очень неплохой при этом). Поэтому, если вас не отпугивает устаревшая графика и высокие требования к скиллу, можете скачать первые части Thief и насладиться приключениями лучшего вора на планете.
Дилогия стелс-экшенов об остроухом гоблине-воре стала настоящим подарком для поклонников жанра на РС и консолях. Французская студия Cyanide Studio выпустила игры Styx: Master of Shadows и Styx: Shards of Darkness, в которых реализовала увлекательный (и в чем-то даже хардкорный) игровой процесс, занимательный сюжет и одного из самых харизматичных и обаятельных гоблинов в видеоиграх.
К неоспоримым достоинствам игр серии Styx стоит отнести отличный дизайн уровней: разработчики создали огромные локации с множеством развилок, тайных лазов, незаметных укрытий, где всегда можно найти альтернативный маршрут, устроить ловушку для зазевавшихся стражников и приготовить пару-тройку путей для отступления. Не стоит также забывать и о прокачке героя, системе крафтинга, боевых и магических навыках протагониста.
Dishonored
Dishonored привлекает сразу несколькими элементами. Во-первых, потрясающе атмосферным миром, вдохновленным Англией XIX века, в котором присутствует магия и мистика. Во-вторых, увлекательной историей: обе части серии рассказывают о мести главного героя (героини) за гибель/пленение близких. В-третьих, полной свободой действий: игрок может прорываться через толпы врагов силой или действовать незаметно, использовать сверхъестественные способности или положиться на силу оружия.
Однако некоторые ограничения все же есть (для тех, кто захочет им подчиняться): от стиля прохождения Dishonored зависит концовка и дальнейшая судьба игрового мира, и именно выбор скрытного выполнения миссий приведет к положительному финалу.
В игре доступен ряд миссий, на первых взгляд простых, но на деле бросающих серьезный вызов мастерству игрока. Здесь стоит проявить всю фантазию и креативность: разведать обстановку, запастись вспомогательными гаджетами, не забыть расширить инвентарь. Усилия окупятся очками опыта и толстеющим кошельком, символизирующим успешное завершение дел.
Вторая волна успеха тактического стелса
По сути, 2020 год можно смело считать второй волной игр в жанре тактического стелса. Сперва вышла отличная Desperados 3, которая понравилась и поклонникам жанра, и тем, кто о нем никогда не слышал. Игра стала более казуальной, но благодаря наличию нескольких сложностей в нее играли и те, кто познакомился с франшизой Desperados впервые, и те, кто хотел снова вернуться к хардкорному геймплею. Я бы рекомендовал попробовать Desperados 3 каждому, потому что это действительно увлекательный и добротно сделанный проект.
Также в 2020 вышла Partisans 1941. Да, эта игра попроще, чем Desperados 3, но по своим механикам мало чем уступает нынешнему королю жанра. К тому же игроки встретили ее достаточно хорошо и практически сразу начали требовать продолжения. Надеюсь, после такого успеха тактический стелс снова станет востребованным и подобных игр будет выходить гораздо больше.
Почему тактический стелс никогда не станет массовым?
Наверняка, ознакомившись с историей жанра, многие задаются вопросами, почему в нем так мало игр и почему ему так и не удалось стать массовым? На самом деле все просто: это игры далеко не для всех. Современные геймеры привыкли к запредельной динамике, непрерывным перестрелкам, огромному открытому миру и куче вариантов прокачки. Тактический стелс же достаточно медленный, он требует максимально концентрации и вдумчивой прокачки каждого персонажа. Одно неверное решение, и вам придется проходить миссию с самого начала. Такое нравится единицам!
То же самое можно сказать и про такие серии, как Deus Ex и Hitman, у которых с теми же Commandos и Desperados куда больше общего, чем вы думаете. Все эти франшизы заставляют думать и выстраивать тактические маневры, также они предлагают пройти одно и то же задание несколькими способами, некоторые из которых неочевидны. Ну и, естественно, ни одну из перечисленных игр вы никогда в жизни не сможете тупо пробежать, скажем, за вечер. Вам придется часами сидеть за разбором одной локации и только после этого вы сможете получить желаемый результат.
Неизвестно, как жанр тактического стелса будет развиваться дальше, но я могу точно сказать, что большого количества игр вы можете не ждать. Это проекты для очень узкого круга потребителей, которые обожают все их механики и готовы по несколько дней проходить одну миссию, лишь бы у них получилось сделать это наиболее эффективным способом. Тем не менее для многих разработчиков стало очевидно, что тактический стелс все еще востребован, поэтому переживать по поводу его скорой кончины уж точно не стоит.
Вот такая история была у одного из самых малозаметных жанров в игровой индустрии. Если вы любите игры, которые упоминались в нашем материале, то обязательно напишите почему. Ну и, конечно же, не забывайте писать про другие проекты в жанре тактического стелса, которые заслуживают внимания игроков. Да их было немного, но, возможно, вместе нам удастся вспомнить еще что-то стоящее.