Блок у ЦАП далеко не всегда безупречен, и поэтому промежуточным решением является использование внешней микросхемы. На SRC микросхему поступает поток 44 или 48 кГц, а с нее уже 172 или 192 кГц на сам ЦАП (который в свою очередь уже зачастую повышает своим блоком лишь в два раза частоту).
Asus Essence One
Asus Essence One является топ-продуктом в линейке внешних аудиофильских звуковых карт. Это первая внешняя бытовая карта, в которой для для тюнинга звукового тракта можно менять целых 11 сменных операционных усилителей. У карты имеются профессиональные XLR-разъемы для подключения домашних активных студийных мониторов (все более часто покупаемых к ПК вместо стандартных Hi-Fi-комплектов). Essence One может пригодиться и музыкантам, т. к. имеет поддержку ASIO 2.0 и способна по USB работать до 192 кГц 24 бит с низкими задержками. Интересна и другая особенность, не часто встречаемая среди внешних звуковых карт, Asus Essence One может работать в режиме внешнего ЦАП без подключения к компьютеру, позиционируясь как «внешний ЦАП». В аналоговом тракте используется два чипа PCM1795, каждый из которых включен монорежиме и обеспечивает по одному балансному каналу для обеспечения рекордных характеристик. Помимо этого, есть и встроенный апсемплер, работающий на частотах 352 и 384 кГц, опережая конкурентов, использующих лишь частоту 192 кГц.
О Asus Essence One
Asus довольно активно развивается на рынке аудиофильских устройств. Сначала компания активно потеснила Creative среди звуковых карт (выход Asus Xonar D2), а после оставшихся из «профессиональных» карт вроде E-MU1212m, ESI Juli@ и некоторых аудиофильских продуктов вроде Audiotrak HD2 за счет карт Xonar Essence ST и Xonar Essence STX. Новые продукты, к примеру Onkyo SE-300, могут конкурировать с ST и STX, но лишь как еще один перспективный продукт, без какого либо преимущества перед Asus, т. к. начинка в целом аналогична, а доступность для покупателя гораздо хуже, чем у Asus.
На данный момент ниша внутренних карт занята довольно плотно, но осталась брешь среди внешних звуковых карт. Наиболее яркий пример среди внешних устройств не из мира профессиональных карт — ESI Dr.DAC Prime. Prime пришел на смену Audiotrak Dr.DAC 2 и не являлся особо удачным апгрейдом. С одной стороны, в устройстве добавили функцию SRC, а с другой — уменьшили возможность подстройки параметров с помощью сменных ОУ, заменив тракт усилителя для наушников на впаянную микросхему. Устройство подорожало, но чего-то революционного в нем не появилось. Единственное, что порадовало, это доступность на нашем рынке. Asus Essence One — это логическое продолжение Dr. DAC 2, где можно видеть развитие данной идеологии. По этой идеологии перед нами только ЦАП, с возможностью воспроизводить сигнал с цифровых входов без подключения к ПК, а при подключение по USB с ПК работать до 96 кГц и 24 бит против стандартных 48 кГц и 16 бит у ближайших внешних звуковых карт. Так и Asus Essence One на сегодняшний день: в то время как большинство карт и ЦАП-ов поддерживают только 96 кГц 24 бит по USB 2.0, Asus Essence One поддерживает 192 кГц 24 бит. Вместо пяти сменных ОУ в Dr.DAC 2 уже можно менять 11 ОУ в Essence One. Как и Prime, Essence One имеет функцию SRC (причем работающий на больших частотах и пропорциональных основной). Добавились аудиофильские атрибуты — внутренний БП на тороидальном трансформаторе, вместо внешнего импульсного БП. Выросли габариты и масса, но так ли об этом стоит печалиться, если Dr.DAC 2 и Prime все равно имели внешнее питание и, соответственно, могли быть мобильными устройствами, но не портативными?
Самое приятное, это цена, которая, конечно, не сверхнизкая, психологически ожидаемая в $300, но и не заоблачная под $1000, а сопоставимая с Prime в $500. То, что это продукт массовый, дает определенную надежду, что перед нами очередной «киллер» именитых продуктов с ценниками, как номера телефонов. С другой стороны, желание получить низкий ценник, заставляет производителя сосредоточится только на тех параметрах и особенностях, с помощью которых будут обеспечиваться массовые продажи. И тут можно вспомнить STX со 23 дБ, которые на деле оказались лишь на уровне 113 дБ для режима 44.1 кГц, где рекорд в 123 дБ оказался лишь в режиме 96 кГц. Посмотрим, что у нас получилось с Asus Essence One.
Технические тесты не показали преимущества текущего алгоритма апсемплера, а среди пользователей не сложилось однозначного мнения, в каком режиме ЦАП работает лучше. По закрытым каналам известно, что готовится возможность обновления алгоритма для всей линейки One, но пока точно не известно, когда оно будет доступно.
Знакомство с устройством
Как я уже упомянул, Xonar Essence One Plus Edition ничем не отличается от обычного Essence One — он имеет точно такой же прочный металлический корпус, солидные размеры и большой вес. Здесь нелишне будет напомнить, что выпуклая форма корпуса мне кажется неудачной: за счёт этого ЦАП не очень хорошо вписывается в стандартную стойку с аппаратурой. ЦАП оснащается тремя цифровыми входами (USB, оптическим Toslink и коаксиальным S/PDIF) и двумя линейными аналоговыми выходами (балансным и небалансным), а также выходом на наушники, который имеет отдельную регулировку громкости.
А что у него внутри?
Корпус ASUS Xonar Essence One открывается очень легко: достаточно открутить два винта на передней панели и шесть на задней, после чего внешний металлический кожух снимается и открывает доступ ко внутренностям.
На фотографии видно, что практически половину внутреннего объёма корпуса занимает тороидальный трансформатор и цепи питания. Монтаж аккуратный, хотя на основной плате в паре мест заметны следы плохо смытого флюса.
В качестве USB-интерфейса используется чип C-Media CM6631, сигнал с которого поступает сначала на цифровой сигнальный процессор Analog Devices ADSP-21261. В качестве ЦАП выступают хорошо зарекомендовавшие себя микросхемы TI PCM1795 (по одной на канал), поддерживающие частоту дискретизации до 200 кГц и разрядность до 32 бит.
В обвязке ЦАП изначально установлены популярные «бюджетные» операционные усилители NE5532. Выход на наушники реализован на комбинации буферов TI LME49600 и высококачественных ОУ LME49720.
Actually I first thought that the review unit is the normal Essence One, but I was wrong. This is actually the Muses Edition. The only visual difference between the two is the color of the Qing tiger, which on Muses is painted in black instead of yellow.
Первые впечатления
ASUS Xonar Essence One Muses Edition
18 января я получил долгожданный подарок. Нереально большой черный чемодан, внутри которого находился ASUS Xonar Essence One Muses Edition и набор аксессуаров. Первой моей мыслью после распаковки чемодана была примерно такая: «О черт! Какой же он огромный!». Да, на фотографиях он кажется куда меньше. Вес в 5 килограмм также внушает уважение. Первый запуск ЦАП я провел прямо на работе. Из акустики у меня были под рукой только относительно недорогие наушники Sennheiser EH350. Выяснилось, что усилитель для наушников, которым оснащен этот ЦАП, чересчур мощный для 32-омных наушников с высокой чувствительностью. Уже на 9 часах динамики наушников разрывались от перегрузки. Надо полагать, что с 600-омными наушниками у этой железки никаких проблем не возникнет.
Настройка на PC
Отдельного упоминания заслуживает драйвер ASUS Xonar Essence One Muses Edition. В свое время я пребывал в восторге от драйвера к STX. Он был максимально аскетичным. Если требовалось только прослушивание музыки — достаточно было один раз запустить интерфейс драйвера, включить режим HiFi и забыть о его существовании. Также он позволял менять мощность усилителя для наушников и переключал входы/выходы. На этом его возможности заканчивались. Подобного аскетизма я ожидал и от нового ЦАП. И устройство превзошло все мои самые смелые ожидания в этом направлении. У меня просто выпала челюсть от драйвера. Точнее, от полного отсутствия пользовательского интерфейса к драйверу :). ЦАП просто работает — и пользователь не имеет никакой возможности вмешаться в работу устройства с компьютера. Никаких настроек нет. Именно так должен выглядеть драйвер устройства, претендующего на бирку HiFi.
ASUS Xonar Essence One Muses Edition
Основные боевые испытания проводились уже дома. Я еле нашел место для ЦАП на столе. Он занял практически всю нишу в правой части стола, едва не уперевшись в коврик для мыши. Проверил работу индикатора частоты. Он оказался на удивление адекватным, показывая именно ту частоту, которую воспроизводила программа (при использовании DirectSound или WASAPI). Не было никаких проблем с самым «тяжелым» форматом, поддерживаемым ЦАПом — он воспроизводил 192-килогерцовые 24-разрядные записи безо всяких артефактов, которые имели место в звуковых картах USB, выпускаемых на рубеже веков. Поскольку ASUS Xonar Essence One Muses Edition — самый дорогой из серии цифро-аналоговых преобразователей компании, вооруженный шестью безумно дорогими пятидесятидолларовыми операционными усилителями MUSES01, я ожидал от него небольшого волшебства. И мои ожидания оправдались. При прослушивании до боли знакомых композиций было заметно больше деталей в музыке. Особенно порадовал девичий вокал. Сара и Тарья пели действительно волшебно.
В обвязке ЦАП изначально установлены популярные «бюджетные» операционные усилители NE5532. Выход на наушники реализован на комбинации буферов TI LME49600 и высококачественных ОУ LME49720.
Доработка выхлопа Asus Xonar One
Первым делом пришлось заменить NE5532 в преобразователях ток-напряжение на OPA827. Первые имеют входной каскад на биполярах и очень плохо относятся к ВЧ-помехам на входе. Вторые же имеют входной каскад на полевых транзисторах в сочетании с достаточно мощным выходным каскадом. К сожалению OPA827 предлагаются только в моно варианте, а стерео аналоги не доступны. Поэтому для полной замены всего звена I/U потребуется целых 8 микросхем. В звено вычитателя были установлены TL1469, которые обладают мощным выходным каскадом с большим током покоя.
Прослушивание подтвердило правильность замены. Звучание Xonar One стало более прозрачным и в тоже время более мягким. Заметно уменьшилась жесткость на высоких частотах, которая так раздражала.
Далее пришлось пересчитать выхлоп, так как применение низкоомного ФНЧ (схема близка к рекомендованной в datasheet для PCM1795) создает серьезную нагрузку на выходные каскады I/U (даже в случае применения OPA827), так и самого вычитателя, что сильно увеличивает искажения.
Далее интереснее, было обнаружено, что для входа усилителя для наушников и входа буфера на RCA выходе используется только «половинка первой части выхлопа». И так как здесь требуется небалансный сигнал, то инженеры Asus его попросту снимают с точек «3» и «1» (см рис. 2) балансного выхода данной части выхлопа. Получается, что те, кто не используют балансные выходы Xonar ONE, могут сэкономить на ОУ «1» и «3» (см рис. ниже, красным выделены не используемые ОУ), т.е. совсем их не ставить, либо установить менее качественные.
Результат модификации первой части выхлопа Asus Xonar One представлен на рисунке ниже:
В качестве буфера на RCA выход был установлен LM6172, на балансные выходы так и остались LM4562.
Электролитические выходные конденсаторы были заменены на пленочные WIMA — MKS2 серии номиналом 6.8мкФ.
Доработка схемы питания Xonar One
Частично была выполнена замена электролитических конденсаторов в цепях питания карты на Panasonic FM / FC и Nichicon KZ. Значительно были увеличены емкости в питании аналоговых цепей PCM1795. Цифровые цепи были дополнительно прошунтированы NP0 керамикой.
Полностью была переработана схема питания Xonar One. Для питания выхлопа были использованы зарекомендовавшие себя интегральные стабилизаторы LM317/LM337. Напряжения питания выхлопа было увеличено до ± 15В.
С линии питания 5в решено было убрать импульсный стабилизатор для питания DSP.
Для этого на плате была удалена дроссель-перемычка L1. На штатный трансформатор была добавлена дополнительная обмотка для получения нестабилизированных 5в, от которой и был запитан импульсный стабилизатор питания DSP. Данная доработка очень существенно сказалась на звуке, особенно это касается USB входа, т.к. практически полностью решилась проблема с джитером, который был обусловлен высоким уровнем шума в питании тактовых генераторов. Кроме этого питание каждого тактового генератора было прошунтировано NP0 керамикой в 0.1мкФ.
Так как в цепях питания применены конденсаторы большой емкости, а также в виду увеличения номиналов емкостей на самой плате, для обеспечения устойчивости интегральных стабилизаторов, емкости большого номинала были отделены от выхода стаблизаторов защитными резисторами, сопротивлением порядка 0.68 Ом (R1/R2/R8).