Итак, приступаем к самому интересному — созданию финального кадра готового блюда. Он должен быть самым цепляющим, чтобы зритель сразу же захотел приготовить по вашему рецепту.
Как фотографировать еду Пособие для начинающих
Одно дело — приготовить и съесть, другое — сервировать блюдо для съемки и получить в итоге аппетитное фото.
Говорят: “Зачем давать людям вкусную картинку? Главное, что рецепт домашний и проверенный, а остальное — ерунда. ” А вот и нет. 60% людей воспринимает мир зрительно. По тому, как выглядит рецепт, определяют качество, вкус и аромат блюда. Поэтому зрителю нужно яркое запоминающееся фото.
Как же сделать так, чтобы картинка еды вызывала желание побежать в магазин за продуктами, приготовить, а потом съесть или угостить (или тоже сделать фото)? Главное после прочтения — применять полученные знания на кухне.
2. Что нужно знать, чтобы фотографировать еду красиво
Для грамотного фуд-фото (тут food — от “еда” на английском) нужны хотя бы основные знания о том, на что фотографировать, с какой стороны и как сочетать цвета при расстановке еды и украшений на столе.
2.1 Оборудование
Просто так взять и щелкнуть еду на столе и получить яркое и контрастное фото могут профессионалы, а новичок так не умеет. Остается готовиться и копить опыт в съемке. Поэтому все, что описано ниже, поможет прийти к грамотной фуд-фотографии.
2.1.1 Камера
Камера — это на что фотографируют. От характеристик фотоаппарата зависит качество картинки, которая получается на выходе.
Телефон. На смартфон фотографируют еду и получают сочные фото. В приложениях телефона находят программку для работы с камерой и пользуются ею. Камера настраивается на защиту от дрожания рук, устанавливается тип освещения (дневной свет, лампа накаливания, тень…) Остальные настройки тоже могут пригодиться, это уже зависит от модели телефона. Для обработки готовых фотографий лучше скачать и установить отдельное приложение.
Цифровой фотоаппарат. Простые домашние фотоаппараты тоже подходят. Нужно познакомиться с меню камеры и книжкой-инструкцией. Настроить режимы. Если настройки позволяют, выбирается точка фокусировки (это то место, где фото будет самым четким), так получится четкий смысловой центр и размытый фон. Этот прием дает зрителю понять, что фотограф считает смысловым центром изображения.
Профессиональная камера. Для зеркальных камер столько нюансов, что хватит не на одну статью. Для начала читают книжку-инструкцию, много фотографируют, пробуют разные режимы, — набираются опыта. Работа с такой камерой требует практики.
⚫ Перед съемкой всегда мягкой тканью протирается объектив. Годятся и тряпочки для протирания стекол на очках.
⚫ Для съемки еды подходят режимы Ручной (когда все настраивает фотограф), Портрет, Макро, Предметная съемка. В некоторых телефонах или приложениях для работы с камерой есть режим Еда.
⚫ Выключается вспышка и автовспышка. Если в установленном режиме вспышка не выключается, выбирается другой (о вспышке читай в п. 2.2.1).
⚫ Если камера уходит в синий или желтый цвет, подстраиваются цвета и делается фото белого листа. Правильно, когда он на фото получается белым или серым, но не голубым и не желтым.
2.1.2 Штатив
Новичку штатив нужен как никому другому. Отмазки про цену не работают — цена самой простой настольной трехножки не больше стоимости трех булок хлеба. Большие напольные штативы для экономии покупают по акции или на барахолках. Не нравится этот вариант — копятся деньги и покупается новый и фирменный. При выборе штатива на него примеряют фотоаппарат, потому что не все штативы выдерживают указанный в инструкции вес. Испытывают штатив под неудобными углами, подталкивают пальцем. Если не падает — значит все в порядке.
Фотографируйте с боковым светом. Это простой способ сделать хороший снимок – еда будет равномерно подсвечена, не будет резких теней. Во время съемки окно должно быть справа или слева от вас.
Вам нужен лишь один источник света
Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света.
Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме. В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов. Мне, как портретному фотографу, изначально казалось это несколько противоречивым. И хотя мы можем сделать прекрасные портретные фотографии, используя только один источник света, добавляя заполняющий свет, который смягчает тени или фоновый свет для создания разграничения, это не так применимо к фуд-фотографии.
Особенность фуд-фотографии – максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет. Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем. Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем.
Порой природа отказывается сотрудничать
Иногда погода застает нас врасплох, и с этим ничего не поделаешь. А порой приходится снимать в темное время суток. И, несмотря на то, что дневное освещение как нельзя лучше подходит для фуд-фотографии, при необходимости вы можете воспроизвести его в студии. Независимо от того работаете ли вы со студийным освещением или со вспышкой, убедитесь в том, что вы используете софтбокс или другой прибор достаточно большого размера, он должен обеспечивать хорошее рассеивание.
Как вы можете заметить на фотографии представленной ниже, установка может быть предельно простой. Я разместился прямо перед открытой дверью. Это большой источник естественного рассеянного света. На противоположной части стола я установил светоотражатель при помощи фиксатора. Всё остальное сделает камера. В дни, когда погода не благоволит, я добавляю к базовой установке 24-дюймовый софтбокс со вспышкой с мощностью 1/4 (плюс минус).
Используйте золотой треугольник, чтобы привлечь внимание.
Еще один мощный подход к композиции фотографии еды — это использование треугольников. Эти фигуры удерживают внимание зрителя внутри кадра. Почему? Потому что это заставляет глаз двигаться от одной точки к другой в непрерывном цикле.
Рекомендуемые настройки: диафрагма 8, ISO 100 или 200, желательно использовать импульсный свет
В большинстве случаев Александр снимает при диафрагме 8 для достаточной резкости по всему снимку, в редких случаях 5,6. Снимать при естественном освещении, если впереди несколько блюд, не рекомендует, он может много раз поменяться. Импульсный свет — его совет для тех, у кого с едой и фотографией все серьезно. В таком случае стоит ставить ISO 100 или 200. Если импульсный свет дома забыл, тогда ISO 400 — и вперед за солнцем.
Поэтому его надо тщательно подбирать (если официант или ваша бабушка не возражают). Зеркальная поверхность, красивая тарелка, старая древесина и прочие «древности», которые фотографу приходится носить за собой, отбивать в неравных боях у конкурентов на «блошиных» рынках или хранить в дорогих ресторанах – все это пригодится и начинающему фуд-фотографу. Без правильного фона, который где-то придаст кадру легкости, где-то сделает акцент на том, как создавался продукт, где-то намекнет на домашний уют или высокий уровень заведения, никуда. Доступнее о фоне смогут рассказать эти фотографии.
Свет должен быть мягким, чтобы блюдо выглядело аппетитно
Все для того, чтобы еда выглядела естественно. Поэтому прямой солнечный свет в большинстве случаев не подходит. Чтобы сделать мягким свет из окна, его можно прикрыть белой пергаментной бумагой. 90% своих фотографий Александр делает с одним источником света.
Желательно максимально близко к нему. Еще желательно, чтобы источник был максимально широким.
Блюдо, камеру, источник света и отражатель стоит располагать так, как изображено на этом слайде.
Кстати, фотограф уверяет, что профессионального отражателя у него нет. Но с этой функцией в заведении во время фотосъемки еды отлично справляется официант или другой не в меру любопытный свидетель происходящего (вот почему ресторан лучше — ваша бабушка бы в такой ситуации уже надавала по шее и выгнала бы из-за стола!) с листом белой бумаги формата А3. В особых случаях – с листом пищевой фольги или фольгированной упаковки от лосося. Также официант – первоклассная замена штативу, который не приходится носить за собой.
Фотофон можно изготовить самостоятельно. Для этого в строительном магазине купите небольшой лист фанеры, краску и лак. Также можно купить простую белую столешницу и использовать ее как фон.
Шаг 4. Выбираем реквизит
Перед тем как приступить к финальному кадру, подберите необходимый реквизит. Это могут быть разделочные деревянные доски, прихватки, льняные однотонные полотенца, красивая посуда. Однако не стоит сильно увлекаться декором, он не должен перебивать само блюдо, а только дополнять его.
Для декора можно взять и сами ингредиенты, которые входят в блюдо. Например, если вы приготовили шакшуку, положите на фон помидоры, зелень, красный болгарский перец. Если это яблочный пирог — украсьте яблоками и палочками корицы. Используйте специи и травы: крупная морская соль, перец горошком, звездочки бадьяна, гвоздику, веточки розмарина, тимьяна или мяты.
Красиво дополнить кадр могут сухоцветы: хлопок, лаванда, колоски, эвкалипт. Или сезонные живые растения и цветы: ромашки, сирень, веточки цветущей вишни, мимоза, еловые веточки.
Совет от фуд-фотографа
Используйте матовые тарелки и приборы, они не будут бликовать. Не берите предметы, которые совсем не связаны с кулинарией: игрушки, свечи, книги. Не кладите все и сразу. Композиция должна быть сбалансирована.
Шаг 5. Финальный кадр
Итак, приступаем к самому интересному — созданию финального кадра готового блюда. Он должен быть самым цепляющим, чтобы зритель сразу же захотел приготовить по вашему рецепту.
Поработайте над композицией. Самое простое правило — расположить предметы в виде треугольника.
Обратите внимание на ракурс. «Плоскую» еду стоит фотографировать сверху — пиццу, суп, кашу, галету или ризотто.
Вид сбоку поможет показать начинку и высоту блюда — бургеры, стопку блинов, лазанью.
Чтобы сделать кадр более аппетитным, аккуратно отделите кусочек и покажите разрез. Будь то торт, кусок мяса или пирог. Покажите ваше блюдо во всей красе. Также можно аккуратно смазать растительным маслом готовое изделие, оно станет более привлекательным.
Совет от фуд-фотографа
Делайте как можно больше фотографий с разных ракурсов, меняйте положение предметов и реквизит. Сначала снимите одно цельное блюдо, затем отрежьте кусочек, переложите его на тарелку. На одно фото должно уходить до 10 минут, далее блюдо может потерять аппетитный вид.