80-е годы американского кинематографа прошли под знаком огромного количества малобюджетных фильмов ужасов, и в частности особого поджанра: слэшер (фильм ужасов, в котором группу героев, чаще всего подростков, убивают один за другим с помощью холодное оружие таинственного маньяка). 18 сентября выходит первая серия нового сезона American Horror Story, посвященная этому жанру — и мы вспомнили 10 культовых слэшеров 80-х.
10 лучших слэшеров, которые были до «Американской истории ужасов»
80-е годы в американском кино прошли под знаком огромного количества малобюджетных фильмов ужасов, и в частности особого поджанра: слэшер (фильм ужасов, в котором группу героев, чаще всего подростков, убивают один за другим с помощью холодное оружие таинственного маньяка). 18 сентября выходит первая серия нового сезона American Horror Story, посвященная этому жанру — и мы вспомнили 10 культовых слэшеров 80-х.
Хэллоуин (1978, реж. Джон Карпентер)
Оружие: нож
Снятый за довольно скромные по голливудским меркам 300 000 долларов, классический американский фильм Джон Карпентер («Вещь») принес создателям более 60 миллионов долларов и стал культурным феноменом. Образ Майкла Майерса, жуткого маньяка в белой маске, лишенного сочувствия к своим жертвам, поразил умы американской общественности. Майерс стал настолько популярным персонажем, что породил целую франшизу, последний фильм которой был выпущен в 2018 году. А сам фильм предвосхитил появление жанра слэшера, получившего свое название от орудия убийства, использованного Майерсом (англ. Слэш — нарезать, измельчить).
Мой кровавый Валентин (1981, реж. Джордж Михалка)
Оружие: кирка
Достаточно сказать, что это любимый слэшер Квентина Тарантино. В 2009 году фильм получил очень неудачный ремейк, который мог открыть мир большого кино для звезды «Сверхъестественного» Дженсена Эклза (но нет). История сумасшедшего шахтера, товарищи которого погибли из-за того, что двое других оставили свои посты и отправились на вечеринку в честь Дня святого Валентина. И вот, спустя много лет, он возвращается, чтобы наказать тех, кто осмелится повеселиться в этот праздник. Довольно радикальный вариант отметить 14 февраля, если вы устали от традиционных сладких мелодрам.
Кошмар на улице Вязов (1984, реж. Уэс Крэйвен)
Оружие: перчатка с лезвиями
Вторая по успеху франшиза в индустрии фильмов ужасов, создатель которой, легендарный продюсер ужасов Уэс Крейвен, реформировал жанр как минимум трижды и один раз — рассказом Фредди Крюгера (плюс «У холмов есть глаза» и «Крик»). Существует значительный объем культурных исследований, интерпретирующих фильм с самых разных точек зрения, например, как дань уважения Фрейду и Юнгу. Но главное, Крейвен одним из первых научился стирать грань между реальностью и воображаемым миром в кино. И для первых зрителей «Кошмара на улице Вязов» эта граница в реальной жизни порой размывалась — не зря Фредди Крюгер когда-то боялся детей.
Пятница 13-е (1980, реж. Шон Каннингем)
Оружие: различное, в частности мачете
Как ни странно, даже Майкл Майерс и Фредди Крюгер не могут похвастаться такой популярностью, как другой любитель масок — Джейсон Вурхиз. В каком-то смысле он стал двойником Майерса: таким же зловещим, лишенным эмоций и сочувствия жертвам, огромным сверхъестественным маньяком, который ожил, чтобы убить подростков в лагере Кристального озера. Конечно, все эти монстры, в первую очередь, являются воплощением самых примитивных человеческих страхов, но от этого и самые страшные. Кстати, другой актер «Сверхъестественного», Джаред Падалеки, тоже попытался вырваться из порочного круга сериала благодаря одному из многочисленных ремейков «Пятницы, 13-е» — и ему тоже не удалось.
Техасская резня бензопилой (1974, реж. Тоуб Хупер)
Оружие: бензопила
Еще один прототип традиционного слэшера, который, правда, не сразу воплотился во франшизу: следующий фильм про Кожаного Лица и его семью вышел 12 лет спустя, как раз исходя из популярности этого направления. А если бы он стал «флагманом» вроде «Хеллоуина», то поджанр скорее назывался бы «sawyer» (от англ. Saw — пилить). Однако, во всяком случае, в 1970-е годы рев бензопилы и маньяк с маской из кожи человека серьезно раздражали людей. Хотя это орудие убийства не стало таким популярным в классических фильмах-слэшерах, оно слишком громкое, и вы не сможете проникнуть в подростки, занимающиеся с ним сексом.
Тихая ночь, смертельная ночь (1984, реж. Чарльз Селлье-младший)
Оружие: топор
В 1980-х слэшеры были настолько влиятельным жанром, что даже отсутствие широкого распространения не помешало многим из них собирать более чем приличные суммы. Так и случилось с этим фильмом: американское общество было крайне недовольно идеей, что фильм про сумасшедшего убийцу, который, затаив ненависть к праздникам, переодевается в костюм Санты, берет топор и начинает убивать всех blade выйдет на экраны в день Рождества… В результате фильм вышел на пару экранов и окупился после выхода на видеокассеты. По иронии судьбы, другого фильма о резне в рождественские праздники, предшественника слэшера 1974 года «Черное Рождество», так и не произошло.
Незнакомец (1981, реж. Джозеф Зито)
Оружие: вилы и военный штык
Одна из классических, но уже почти забытых, ставшая столь же важной для развития жанра, как, например, «Моя кровавая валентинка». Одной из характеристик каждого злодея в этих фильмах, помимо орудия убийства, является его маска или костюм (вспомните шляпу Фредди Крюгера). Особняком стоит маньяк из «Незнакомца»: он одет в военную форму, а его лицо закрывает странная непроницаемая черная маска, которая делает его безликим и еще более страшным. В сочетании с тем, что убийца — ветеран войны, брошенный возлюбленной, это можно считать своего рода кошмаром для тех девушек, которые в окружении соблазнов ждут своих мужчин из армии.
Маньяк (1980, реж. Уильям Лустиг)
Оружие: нож и пистолет
Когда-то давно на Каннский кинофестиваль пришли фильмы ужасов — «Маньяк», который на момент выхода воспринимался скорее как жуткая драма с элементами крайней жестокости, заставляла зрителей выбегать из зала, зажимая рты своими руками. Это неудивительно: в какой-то момент главный герой (он же антагонист) Фрэнк Зито — непривлекательный мужчина, травмированный воспоминаниями о тяжелом детстве, который живет в окружении манекенов. В остальное время он снимает кожу головы с женщин, чтобы восстановить связь с умершей матерью. В 2012 году вышел ремейк с Элайджей Вудом, который попытался завершить идею погружения в сознание маньяка, показав мир его глазами в большинстве сцен (становилось только хуже).
День дурака (1986, реж. Фред Уолтон)
Оружие: разнообразные ножи
Вышедший в один день с «Резней в школе», близкий по идее и настроению, этот фильм шокировал блюстителей порядка и стражей нравственности. Дело в том, что маньяк в этом фильме убивает своих жертв, чтобы наконец сказать «С первого апреля!» И здесь не совсем понятно, воспринимать ли этот фильм как пародию на слэшер, или как черную комедию, или все ли действительно происходит. А финал должен еще больше запутать зрителя. Определенно один из самых безумных фильмов ужасов 80-х, который сейчас заслуживает прежде всего достойного ремейка, чтобы напомнить вам, как удивить зрителя.
Сожжение (1980, реж. Тони Мэйлэм)
Оружие: садовые ножницы
Фактически, фильм о подростках в лагере, погибших в результате неизвестной аварии, начался не с пятницы, 13-го, а с фильма «Горение», которое даже прервалось в некоторых особенно жестоких эпизодах. Образ обезображенного в результате несчастного случая маньяка Кропси, владеющего садовым ножом (первое место в нашем рейтинге самых ужасных средств убийства!), Стал нарицательным. По крайней мере, он был частично скопирован с культового злодея из видеоигр ужасов Clock Tower, а сам фильм стал абсолютной классикой — его безжалостно пародируют в комедии ужасов «Последние девушки», которую можно рассматривать как оду всем . целый жанр слэшер.
Источники
- https://www.timeout.ru/msk/feature/488725