Судебный процесс между Epic Games и Apple продолжается уже неделю. В ходе слушаний было опубликовано множество документов, интересующих представителей всего сектора. Microsoft, Amazon, Nvidia, Sony участвуют в судебном процессе, и пользователи узнали много подробностей о рынке, которые ранее
Что мы узнали про мировой бигтех из суда Epic Games против Apple
Судебный процесс между Epic Games и Apple продолжается уже неделю. В ходе слушаний было опубликовано множество документов, интересующих представителей всего сектора. В иске участвуют Microsoft, Amazon, Nvidia, Sony, и пользователи узнали много подробностей о рынке, которые участники суда не публиковали ранее.
Судебный процесс между Epic Games и Apple продолжается уже неделю. В ходе слушаний было опубликовано множество документов, интересующих представителей всего сектора. В иске участвуют Microsoft, Amazon, Nvidia, Sony, и пользователи узнали много подробностей о рынке, которые участники суда не публиковали ранее.
Предыстория конфликта
Судебный процесс между Epic Games и Apple начался в мае. Разработчик видеоигр выступил против 30% комиссии App Store, посчитав это несправедливым. Компания требует, чтобы монополист открыл iOS и разрешил разработчикам использовать обходные пути. По словам истца, Apple заманивает разработчиков в экосистему iOS и контролирует их с помощью завышенной платы и неконкурентоспособных условий в App Store.
Причиной судебного разбирательства стала ситуация вокруг флагманской игры Epic Games Fortnite, которую Apple удалила из App Store из-за того, что разработчик построил собственную платежную систему Epic. Поэтому компания попыталась обойти правила магазина приложений и не платить Apple комиссию. По словам компьютерного гиганта, разработчик нарушил правила магазина.
Кругом убытки
Для Epic Games удаление Fortnite из App Store оказалось деликатным делом: за последние три года игра достигла дохода в 13,1 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2018 году общая выручка компании составила 5,6 миллиарда долларов, а доля Fortnite была подавляющей — 5,4 миллиарда долларов. В 2019 году выручка игры была ниже, но все же значительной: 3,7 миллиарда долларов при общей сумме 4,2 миллиарда долларов. Компания не раскрывает прибыль от игры, но за 2018 и 2019 годы общая прибыль Epic Games составила 5,5 миллиарда долларов.
Размер комиссии для Epic Games не был праздным вопросом — в общей сложности с 2017 по 2020 год компания заплатила магазинам приложений около 1 миллиарда долларов. Больше всех получила Sony — 451 миллион долларов, за ней идет Microsoft — 246 миллионов долларов, за ней идет Apple — 237 миллионов долларов. Учитывая размер выручки, оказывается, что Epic Games была вынуждена передавать владельцам магазинов почти пятую часть прибыли.
Другие игры принесли значительно меньший доход — всего 108 миллионов долларов в 2018 и 2019 годах. Еще одним источником дохода является Unreal Engine, за использование которого разработчики заплатили 221 миллион долларов. В то же время надежда на Epic Games Store, новую платформу, конкурирующую с App Store, остается призрачной. Это принесло компании 235 миллионов долларов дохода, но пока не принесло прибыли. Ожидается, что это изменится к 2024 году.
Что должен решить суд?
Суд должен ответить на несколько вопросов, от которых зависит будущее отрасли. Во-первых, должна ли iOS быть с открытым исходным кодом, как macOS или Windows, по запросу Epic Games. Компания утверждает, что Apple зарабатывает деньги на iPhone, который по сути является «универсальным устройством». Во-вторых, действительно ли iPhone настолько универсален или это устройство специального назначения, такое как консоли, и оправдана ли 30% комиссия?
Хотя Apple является единственным ответчиком в суде, компания считает, что представляет интересы всех владельцев магазинов. По заявлению компании, если иск будет успешным, другие экосистемы рухнут: Microsoft Xbox, Sony PlayStation и Nintendo Switch, которые также взимают 30% комиссию. Но Epic Games настаивает на различии между конкурентами: в то время как другие зарабатывают деньги на играх, продавая консоли в убыток, Apple зарабатывает деньги, продавая Apple и услуги.
Универсальное устройство
Свидетелями по делу выступили представители конкурентов Apple. Вице-президент Xbox Лори Райт сказала, что iPhone — универсальное устройство, а Xbox разработан исключительно для игр. Microsoft также модерирует и контролирует игры в Xbox Store. Райт подтвердил, что компания не получает прибыли от продаж консолей в течение всего периода производства — прибыль поступает от подписок на онлайн-сервисы и 30% комиссии для разработчиков.
Для сравнения: рынок устройств с Windows оценивается в миллиарды гаджетов, в то время как консоли продаются только десятками миллионов. Компьютеры с Windows универсальны и предназначены не только для игр, но и для работы. Через Windows пользователь может получить приложение несколькими способами: через Магазин Windows, Steam, Epic Games Store или просто загрузить его напрямую. Хотя на macOS можно установить программное обеспечение вне App Store, на iOS это невозможно, хотя Apple стремится создать бесшовную и безопасную систему как для iPhone, так и для Mac.
По словам Apple, комиссию платят только разработчики приложений, предоставляющие цифровые услуги. Напротив, Apple не взимает плату за физические услуги и товары, поскольку сама компания не знает, были ли они предоставлены вам в полном объеме. Например, нет комиссии за поездки Uber или товары на Amazon. В этом случае разработчики могут использовать свои платежные системы. Генеральный директор App Store Мэтт Фишер сказал, что плата за цифровые товары необходима для обеспечения «безопасной и бесперебойной доставки цифровых товаров от разработчика к пользователю».
Apple также отвергла обвинения в монополизации рынка. В качестве альтернативы всем разработчикам, недовольным большой комиссией и условиями App Store, компания предложила использовать браузер Safari для веб-приложений, подписок или продажи виртуальной валюты. На этот аргумент глава Epic Games ответил, что веб-приложение неудобно для пользователя и препятствует импульсивным покупкам в играх, так как процесс оплаты должен быть простым и понятным.
Показания Лори Райт: поле битвы
По словам актера, Apple дает своим сервисам преимущество в App Store и тем самым ограничивает других разработчиков. После создания подписки Apple Arcade компания не разрешит использование сервисов Nvidia, Google и Microsoft. Интересно, что свидетелями Epic Games выступили представители Microsoft и Nvidia.
Райт раскрыл подробности этого конфликта: для включения в App Store Microsoft внесла необходимые исправления в xCloud и подписала финансовые соглашения об уплате налогов. Однако после четырех месяцев переговоров Apple потребовала, чтобы для каждой игры было отдельное приложение. Это противоречило логике xCloud, где весь контент размещается в одном приложении, как это делает Netflix. Однако Netflix остается в App Store.
Apple давно обсуждает варианты со стриминговым сервисом — компания хотела, чтобы оплата подписки происходила внутри приложения. Netflix предлагал более низкие тарифы, больше рекламы в App Store, комбинированные подписки с Apple TV и т.д. Однако в 2018 году он по-прежнему отказывался оплачивать подписку через App Store. У сервиса был свой аргумент: пользователи с большей вероятностью откажутся от подписки в магазине, чем на веб-сайте.
Во время обсуждения xCloud Microsoft также упомянула еще одну службу Shadow. Приложение предоставляет доступ к игровой библиотеке пользователя с устройств iOS. Поэтому Apple удалила Shadow из App Store, но позже передумала и восстановила сервис. Аргументация компании не была безупречной: Apple назвала Shadow не игровым сервисом, а приложением, позволяющим удаленный доступ к ПК
В результате Microsoft отказалась от стримингового сервиса xCloud в App Store и сделала его веб-версию, работающую через браузер. Однако разработка оказалась намного сложнее. Фактически, всю работу пришлось начинать заново, хотя приложение xCloud отлично работало в AppStore. В движке Safari WebKit отсутствуют некоторые важные функции, необходимые для платформы. Например, веб-приложения в Safari не могут превышать 50 МБ, а также не поддерживают ARKit, push-уведомления, если устройство не на macOS. По этой причине сервис неконкурентоспособен с аналогичными в App Store.
Прокси-оружие Microsoft
Представители Apple назвали выступление Microsoft лицемерным и напомнили, что сама компания обвинялась в монополии: 20 лет назад Microsoft проиграла судебный процесс более чем на 90%, и тогда это были популярные браузеры Netscape и Internet Explorer. После дебатов Apple потребовала признать показания Лори Райт недостоверными из-за отсутствия подтверждающих документов.
На самом базовом уровне мы боремся за свободу людей, купивших смартфоны, устанавливать приложения из источников по своему выбору, свободу для создателей приложений распространять их, как им нравится, и свободу для обеих групп вести бизнес напрямую.
— Тим Суини (@TimSweeneyEpic) 14 августа 2020 г
Apple решила выложиться на полную и подала в суд, прося суд признать показания Райта неубедительными. Компания подозревает, что иск Epic Games — всего лишь прикрытие для Microsoft, которая с помощью разработчика таким образом пытается уравнять конкурента. «Разумный наблюдатель задался бы вопросом, является ли Epic пешкой Microsoft. Microsoft скрыла свое истинное участие в этом судебном процессе, не явившись в качестве одной из сторон или послав своих представителей для дачи показаний », — говорится в заявлении.
Представители Apple отметили, что разработчик Fortnite привлекает слишком много свидетелей из Microsoft. В ходе судебного разбирательства уже допрошено пять человек. Apple также обвинила Microsoft в том, что ее конкурент утаивает внутреннюю переписку и обсуждает с Epic Games планы по обходу платежной системы App Store. Компания пришла к выводу, что Microsoft, вероятно, использует Epic в качестве прокси-оружия, чтобы не считаться инициатором судебного разбирательства.
Microsoft ответила, что таким образом Apple пытается отвлечь внимание от законных претензий многих компаний, которые жаловались на политику App Store. «Epic говорит и действует от своего имени, и Microsoft, как и многие другие компании, предъявляла претензии от их имени, в том числе напрямую Apple», — заявили в компании.
«Apple явно не любит заявления г-жи Райт. Также ясно, что у Apple нет аргументов для оспаривания содержания своих заявлений «, — добавила Microsoft. Компания назвала показания своего вице-президента глубокими и прямыми. Если суд одобрит запрос Apple, показания Райта не будут приняты во внимание при рассмотрении дело.
«Белые списки» Apple
У Epic Games был еще один козырь. Компания объявила о существовании «белых списков» разработчиков, имеющих доступ к специальному API. Хулу был назван в качестве примера. По словам актера, Hulu с помощью специального API в 2015 году запустил функцию мгновенного перехода на семейную подписку, и весь список держится в секрете. В ответ Apple объявила, что предоставляет равный доступ всем разработчикам, но иногда тестирует новые функции с ограниченной группой. Глава App Store Мэтт Фишер назвал обвинения в белом списке «оскорбительными».
Чтобы показать неоднозначность позиции Epic Games, Фишер рассказал о письме, отправленном генеральным директором Тимом Суини перед судом. В нем Суини предлагает заключить специальное соглашение для компании в App Store. В трех письмах предлагается разрешить игрокам принимать платежи самостоятельно, а также открыть собственный магазин приложений на iOS с теми же правами, что и App Store. Права других разработчиков упоминаются в документе только один раз.
Юристы Apple поймали Суини, поскольку в 2020 году, подав судебный иск к владельцу App Store, он публично заявил о благородной цели, которую преследует Epic Games. «Наша битва заключается не в том, что Epic хочет особой сделки. Он основан на фундаментальных свободах всех потребителей и разработчиков », — сказал он. Во время испытания, когда его спросили, примет ли он особые условия, которые не будут применяться к другим разработчикам, Суини ответил утвердительно.
Чтение писем в суде на этом не закончилось. Появилось письмо от бывшего босса App Store Фила Шиллера, который в 2011 году предложил Стиву Джобсу снизить комиссию в магазине до 20-25%, как только прибыль App Store превысит 1 миллиард долларов в год. Шиллер не верил, что 30% комиссии останется прежней. Однако он ошибся: в 2020 году Apple заработала 22 миллиарда долларов комиссионных, и ничего не изменится.
Что случится, если Epic Games выиграет?
Спор может полностью изменить работу магазинов приложений. Один из возможных вариантов — снизить комиссию разработчика в App Store или снять запрет на создание собственных платежных систем. Таким образом, Apple потеряет большую часть доходов своего магазина приложений, чего компания пытается избежать. Если суд приравнял iPhone к консоли и не признал устройство универсальным, размер гонорара разработчика сохранится.
Если он проиграет, Epic Games не будет в убытке — он рано запустил свою платформу Epic Games Store и рассчитывает получить прибыль в ближайшие годы. Для Microsoft суд является поводом отказаться от уступок Apple и вернуть xCloud в App Store на выгодных для компании условиях. Как установил суд, доводы Apple об отказе от конкурента не кажутся убедительными, поскольку другие сервисы, такие как Netflix, получили доступ к магазину приложений.
Источники
- https://dev.by/news/epic-games